Вы здесь

Историческая справка

Содержание  

Глава 3. Арбитраж и институты обжалования в советский период (продолжение)
(по материалам книг «Экономическое правосудие. Россия, Вятка, Киров» (Киров, 2012) и «Апелляция в экономическом правосудии. Россия, Вятка, Киров» (Киров, 2016))



СТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТСКОЙ АРБИТРАЖНОЙ СИСТЕМЫ


  • Декрет о суде №1, 1917 г.

  • Конституция РСФСР, 1918 г.

  • Вятка, 1920-е годы

  • Положение о порядке разрешения имущественных споров между государственными учреждениями и предприятиями (1922 г.)
25 октября 1917 г. II Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов провозгласил себя высшим органом власти в России. Началось строительство социалистического государства.
24 ноября 1917 г. Совет народных комиссаров РСФСР (СНК) принял Декрет о суде № 1. СНК постановил упразднить судебные установления, а именно: окружные суды, судебные палаты и правительствующий сенат со всеми департаментами, военные и морские суды всех наименований, а также коммерческие суды, заменяя их все на суды, образуемые на основании демократических выборов.

В течение пяти лет экономические споры в судебном порядке вообще не рассматривались. Управление хозяйством было строго централизованно. Имущественной самостоятельности предприятия не имели, хозрасчёт как таковой отсутствовал. Декрет о суде № 2 от 07.03.1918 прямо устанавливал: «… судебные иски между разными казёнными учреждениями не допускаются» (статья 15). В случае возникновения имущественных споров между государственными предприятиями, организациями и учреждениями они разрешались в административном порядке.


Однако жизнь вносила свои коррективы, с которыми молодое советское государство не могло не считаться. Введение новой экономической политики потребовало перестройки экономической и государственной системы. Предприятия и хозяйственные организации получили определённую оперативную и имущественную самостоятельность, стали переводиться на хозяйственный расчёт и выстраивать отношения между собой на договорных началах. А значит, между хозяйствующими субъектами стали возникать неизбежные в таких случаях имущественные споры, что привело к необходимости создания специальных органов по их разрешению.

На VIII Всероссийском съезде Советов рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов, проходившем с 23 по 29 декабря 1920 г., было принято постановление о создании местных экономических советов при соответствующих исполкомах. 30 июня 1921 г. ВЦИК РСФСР утвердил «Положение об областных, губернских, уездных, районных, фабрично-заводских, волостных и сельских экономсовещаниях СТО». Образование их создавалось в целях объединения и укрепления хозяйственной деятельности всех местных экономических органов.
7 января 1921 г. совместное совещание представителей губсовнархоза, губернских финансовых, земельных и продовольственных органов приняло постановление о создании Вятского губернского экономического совещания (губэкосо).
В январе 1922 г. было осуществлено разграничение компетенции между СНК и Советом труда и обороны (СТО). В ведении СТО остались только экономические функции.
Президиум Высшего совета народного хозяйства (ВСНХ) РСФСР 3 апреля 1922 г. своим постановлением образовал Арбитражную комиссию при ВСНХ и арбитражные комиссии при его местных органах – промбюро и губсовнархозах. По существу это был первый ведомственный арбитраж. Государственный арбитраж был создан почти полгода спустя.
21 сентября 1922 г. ВЦИК и СНК РСФСР утвердили «Положение о порядке разрешения имущественных споров между государственными учреждениями и предприятиями». Положение предусматривало, что имущественные споры подлежат рассмотрению в Высшей арбитражной комиссии (ВАК) при СТО РСФСР, а на местах – в арбитражных комиссиях при областных экономических совещаниях. Споры внутри ведомства разрешению арбитражными комиссиями не подлежали.

Это положение не распространялось на Государственный Банк и Главное Правление Государственного Страхования, поскольку утверждённые положения о них предусматривали разрешение имущественных претензий и споров только в судебном порядке.
В положении чётко определена только компетенция ВАК. Из этого следует, что другие споры отнесены к местным комиссиям. Из них указаны комиссии при областных экономических совещаниях. Однако из статьи 18 видно, что «областным экономическим совещанием предоставляется право в порядке надзора приостанавливать решения местных арбитражных комиссий с передачей этих решений на пересмотр Высшей арбитражной комиссии». Исходя из вышеизложенных документов, ВАК приняла решение о создании, кроме областных, губернских арбитражных комиссий и районных арбитражных комиссий, объединяющих несколько губерний, с правами кассации и рассмотрения дел, отнесённых к их компетенции.
Компетенция арбитражных комиссий была уточнена следующим образом. Арбитражные комиссии разрешали:
а) имущественные споры между государственными учреждениями и предприятиями,
б) споры между государственными органами с одной стороны, и кооперативными организациями (не ниже губернских) с другой стороны, при условии согласия сторон на разрешение дела в комиссии.
Комиссии не могли рассматривать:
а) споры по опротестованным векселям и залоговым актам,
б) иски, вытекающие из договоров перевозки,
в) иски из договоров о пользовании коммунальными услугами,
г) иски, основанные на судебных мировых соглашениях,
д) споры по поводу обложения всякого рода повинностями и налогами.
Положение устанавливало основные правила рассмотрения дел арбитражными комиссиями. Дела возбуждались письменным исковым заявлением учреждения или предприятия, считавшего свои права нарушенными (статья 5 Положения). К слушанию дела обязательно вызывались стороны, однако неявка сторон не препятствовала разбирательству дела. Комиссия имела право признать явку сторон обязательной (статья 7).
Статья 8 Положения устанавливала, что «слушание дела происходит с применением начал состязательного процесса. Истец обязан доказать свой иск, а ответчик свои возражения. Однако арбитражная комиссия вправе, в случае необходимости, «по собственному почину собирать доказательства».
Статья 10 Положения предусматривала возможность участия в деле третьих лиц как с самостоятельными исковыми требованиями, так и третьих лиц – «пособников».
В статье 12 Положения указывалось, что «решения арбитражных комиссий имеют силу судебных решений и приводятся в исполнение в порядке, указанном статьёй 14 настоящего положения», в которой прямо говорилось, что «в решении суд указывает конкретный способ исполнения или даёт общие указания относительно способа исполнения».
Постановлением СТО 14 марта 1923 г. утверждены Правила производства дел в арбитражных комиссиях. Из вышеуказанного Положения и этих правил легко усмотреть, что по своему организационному построению арбитражные комиссии ближе стояли к административным органам, так как они состояли при исполнительно-распорядительных органах государства, состав комиссий назначался этими органами и эти же органы имели право отменять либо изменять решения арбитражных комиссий в порядке надзора.
Однако по характеру своей деятельности арбитражные комиссии приравнивались к судебным органам и в отличие от общих судов рассматривались как специальные суды, созданные для разрешения имущественных споров между хозяйственными органами. Так, в статье 3 правил прямо указывалось, что производство дел в арбитражных комиссиях происходит применительно к правилам производства дел в общих судах (народных, губернских, Верховном суде) с теми изъятиями, которые вызываются особенностями дел, подведомственных арбитражным комиссиям. В статье 4 Правил говорилось, что местные арбитражные комиссии разрешают подведомственные им дела в судебном присутствии, состоящем из председательствующего и двух членов арбитражной комиссии.
29 октября 1924 г. приняты «Основы судоустройства Союза ССР и союзных республик». В статье 22 основ было записано: «Имущественные споры между государственными учреждениями и предприятиями рассматриваются: а) Высшей арбитражной комиссией при СТО СССР, б) Высшими арбитражными комиссиями при ЭКОСО союзных республик, арбитражными комиссиями при СНК АССР, местными (областными, губернскими) арбитражными комиссиями, организуемыми при исполкомах областей и губерний».
Таким образом, в 1924 г. в основном была завершена организация системы арбитражных комиссий как специальных органов, созданных для рассмотрения имущественных споров между государственными и кооперативными предприятиями и организациями.

Предыдущая страницаСледующая страница