Вы здесь

Историческая справка

Содержание  

Глава 3. АРБИТРАЖНЫЕ ОРГАНЫ В СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД (продолжение)
(по материалам книг «Экономическое правосудие. Россия, Вятка, Киров» (Киров, 2012) и «Апелляция в экономическом правосудии. Россия, Вятка, Киров» (Киров, 2016))



ОБНОВЛЕНИЕ НОРМАТИВНОЙ БАЗЫ О ГОСАРБИТРАЖЕ. ИЗМЕНЕНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  • Из докладной записки о состоянии работы Госарбитража, 1961 г.
В 1960 г. были приняты новые нормативные акты о государственном арбитраже. Действовавшее общее для всех арбитражей Положение утратило силу.
17 августа постановлением Совета Министров СССР утверждено новое Положение о Государственном арбитраже при Совете Министров СССР, 3 декабря 1960 года принято новое Положение о Государственном арбитраже при Совете Министров СССР. Также Советами Министров союзных и автономных республик утверждены положения о госарбитражах при Советах Министров союзных, автономных республик.
Положения установили компетенцию, задачи, функции, права, обязанности, а также основные правила порядка разбирательства дел с учётом уровня каждого государственного арбитража.
На арбитражи, кроме защиты имущественных прав предприятий, организаций и учреждений, возлагалась также охрана их законных интересов, в том числе связанных с заключением договоров, а также обязанность активно вмешиваться в деятельность организаций по выполнению государственных планов и договорных обязательств. Особенно важно подчеркнуть ориентацию на применение имущественной ответственности. В те годы господствовало мнение об отсутствии у хозорганов обязанности применять меры ответственности – тарифные санкции за нарушение обязательств. Действовавшее до этого законодательство прямого ответа на обязательность применения санкций не давало. Закрепление в законодательстве обязанности арбитража применять имущественные санкции к нарушителям дисциплины стало одним из важных шагов на пути борьбы с взаимным амнистированием организаций.
Совет Министров СССР внёс существенные изменения в штаты госарбитражей, разделив их на группы. Госарбитраж при Кировском облисполкоме был отнесён к IV группе типовых штатов, и органы местной власти не имели права самостоятельно корректировать штат.
В марте 1960 г. Кировский облисполком утвердил штат Государственного арбитража в количестве 14 единиц: Главный государственный арбитр (оклад 930 рублей), два государственных арбитра с окладом по 790 рублей каждый, два государственных арбитра с окладом по 690 рублей каждый, старший консультант (650 рублей), консультант (600 рублей), четыре референта с окладом по 450 рублей каждый, машинистка-стенографистка (360 рублей), уборщица (300 рублей).
Полностью штат арбитража был укомплектован в июне 1960 г.
Сотрудники имели следующее образование: четыре человека – высшее, один – незаконченное высшее, шесть – среднее, и трое работали с неполным средним образованием.
Главный госарбитр и два госарбитра получали персональные надбавки по 100 рублей в месяц, установленные ещё в 1958 г.
В связи с увеличением штата Госарбитражу выделили 5 комнат в доме 69 по улице Ленина. Комнаты были небольшие, и общая площадь составляла 68 кв. м: «Помещение тёмное, требует капитального ремонта». Так что арбитраж продолжал и далее ютиться в помещениях, не отвечающих в полной мере производственной необходимости.
Дела подразделялись на две большие группы: исковые (споры по расчётам – взыскание долгов за поставку товаров и продукции), преддоговорные (связанные с определением сроков поставки, ассортимент и количество товара или продукции) и прочие споры.

  • Постановление о результатах проверки работы Госарбитража при Кировском облисполкоме, 1962 г.
С 1962 по 1964 гг., когда в каждой области работали по два Совета депутатов трудящихся и их исполнительные комитеты (промышленный и сельский), Государственный арбитраж входил в структуру Кировского промышленного облисполкома.
Нормативные акты об арбитраже 1960-х годов обязывали арбитраж активно вмешиваться в деятельность организаций по выполнению государственных планов и договорных обязательств, делались важные шаги по улучшению надзора за законностью и обоснованностью арбитражных решений.
В 1963 г. были приняты Правила рассмотрения хозяйственных споров органами Госарбитража, обязательные к применению всеми госарбитражами. Основная задача Правил состояла в обеспечении правильного и своевременного разрешения хозяйственных споров между организациями, установлении единого порядка рассмотрения хозяйственных споров. Последнее в условиях децентрализованной системы арбитражных органов имело особо важное значение для обеспечения единства арбитражной практики.
Единству арбитражной практики способствовали также инструктивные указания Госарбитража при Совете Министров СССР и госарбитражей при Советах Министров союзных республик, издававшиеся на основе анализа и обобщения практики по наиболее важным вопросам применения хозяйственного законодательства и процедуры разбирательства отдельных категорий дел.
Правила 1963 г., в отличие от предшествовавших им, содержали раздел о доарбитражном урегулировании споров, цель которого состоит в обеспечении сотрудничества и взаимопомощи социалистических организаций по отношению друг к другу. Устанавливался запрет принимать к производству исковые заявления, если не был соблюдён порядок доарбитражного урегулирования разногласий, что должно было препятствовать проникновению в арбитраж бесспорных исков.
Государственный арбитр был обязан активно бороться с нарушениями социалистической законности, плановой и договорной дисциплины. Так, Государственный арбитраж при Совете Министров СССР в Инструктивном письме от 07.10.1966 № И-1-40 прямо потребовал от госарбитров при рассмотрении преддоговорных споров, связанных с деятельностью совхозов, проверять законность всех условий договоров, не ограничиваясь рассмотрением вопросов, отражённых в протоколе разногласий. Арбитр вправе также при вынесении решений выйти за пределы искового требования, взыскивать в доход бюджета штрафы и неустойки, если стороны грубо нарушили хозяйственное законодательство (претензионный порядок, порядок актирования недостатков и т. п.), на что неоднократно обращал внимание Госарбитраж при Совете Министров СССР.
В октябре 1962 г. Государственный арбитраж при Кировском облисполкоме был проверен комиссией Государственного арбитража при Совете Министров РСФСР. На состоявшейся коллегии Государственного арбитража было отмечено, что «Госарбитраж при Кировском облисполкоме проделал значительную работу. В 1961 г. рассмотрено 5892 спора. Было обжаловано 10,9% решений, из них отменено и изменено 1,2%. За 9 месяцев 1962 г. этот процент составил 1,3. Решения хорошо мотивировались. 97,2% дел рассматривалось в срок до 1 месяца».
Выполняя указания коллегии, 26 сентября 1963 г. при Государственном арбитраже при Кировском облисполкоме был создан Совет юрисконсультов. В его состав входили 23 человека из наиболее крупных предприятий, организаций и учреждений области. О работе Совета видно из отчёта за 1963 г.: «…Совет организовал консультационный пункт и даёт консультации на письменные и устные запросы хозорганизаций по различным юридическим вопросам. Члены Совета помогали госарбитражу делать некоторые обобщения по материалам дел, организовывали дежурство членов совета на ярмарках, где консультировали представителей организаций, участвующих на ярмарке. Отдельные члены совета оказывали юридическую помощь совхозам и организациям, где нет в штате юрисконсульта».
Проверки со стороны Государственного арбитража при Совете Министров РСФСР проводились периодически. Главный государственный арбитр ежегодно представлял в Кировский облисполком отчёты о своей работе. Также он заслушивался на заседаниях президиума облисполкома. Таким образом, работа государственного арбитража находилась под постоянным контролем вышестоящих организаций.

  • Постановление об особых условиях поставки плодоовощной продукции, 1965 г.

  • Сборник инструктивных указаний Госарбитража, 1967 г.
Используя сведения из Объяснительной записки к статистическому отчёту за 1968 г., который в целом отражает экономические споры и деятельность Госарбитража в 1960-е годы, можно сделать вывод об увеличении преддоговорных и общеисковых дел, что свидетельствует о повышении роли договора в хозяйственных отношениях между организациями в связи с переходом на новые формы планирования и материального стимулирования, о контроле рублём за исполнением договорных обязательств в соответствии с Постановлением от 27.10.1967. В данный период среднемесячное поступление дел составляло 528, а среднемесячное рассмотрение – 526 дел.
Значительное количество споров составляли споры по взысканию штрафов за нарушение договорных обязательств. Большое количество также составляли споры по недостачам и споры по расчётам.
Увеличилось количество споров за невозврат тары. Имели место дела, возбужденные по инициативе госарбитража.

Нередко госарбитражем проводились совещания в городах Кирове, Слободском, Белой Холунице с руководителями предприятий, старшими бухгалтерами, юрисконсультами по разъяснению Постановления Совета Министров СССР от 27.10.1967 № 988, о применении инструкций по количественной и качественной приёмке товаров. В г. Кирове такие совещания проводились и в отдельных организациях на базе Росхозторга, в Управлении молочной промышленности с директорами маслозаводов, в ОблУРСе Минлеспрома и других.
В 1968 г. Совет юрисконсультов совместно с Госарбитражем провёл совещание с руководителями организаций и юрисконсультами «О практике сноса строений при отводе земельных участков для государственных и общественных надобностей».
С 1963 г. члены совета оказывали юридическую помощь начинающим юристам и организациям, где нет юрисконсультов в городах Омутнинске, Слободском, Кирово-Чепецке. Регулярно члены совета дежурили на ярмарках и давали консультации по возникающим у организаций вопросам при заключении договоров.
Совет юрисконсультов продолжал активно работать и в последующие годы. В 1970 г. в его состав входили 26 человек. На каждое полугодие составлялся план работы. На общественных началах работали 19 арбитров. За 1970 г. ими рассмотрено 330 дел, из них с выездом на предприятия рассмотрено 173 дела.
Для разработки научно обоснованных рекомендаций по вопросам организации и деятельности органов арбитража в госарбитражах СССР и РСФСР и в ряде госарбитражей других союзных республик организовывались научно-консультативные советы из видных учёных и высококвалифицированных специалистов. Как показал опыт работы советов, они внесли немало рекомендаций, способствовали улучшению деятельности арбитража и совершенствованию хозяйственного законодательства.

  • План работы кировского Госарбитража, 1970 г.
Первая группа рассматривала споры, связанные с поставкой продукции производственно-технического назначения (кроме леса), и строительные дела. Вторая и четвёртая группы рассматривали споры, связанные с поставкой лесопродукции, третья группа рассматривала споры, связанные с поставкой товаров народного потребления. Главный госарбитр рассматривал споры номерных предприятий г. Кирово-Чепецка, преддоговорные споры Завода имени Лепсе, связанные с планом производства завода, и дела так называемой «особой папки».
В дальнейшем, в связи с увеличением штатного количества арбитров, увеличивалось и количество отделов. Происходило более подробное перераспределение должностных обязанностей между государственными арбитрами, о чём издавался соответствующий приказ.

ПОВЫШЕНИЕ РОЛИ АРБИТРАЖА В НАРОДНОМ ХОЗЯЙСТВЕ В 1970-Е ГГ.

  • Объяснительная записка к статотчету о работе за 1977 г.
В начале 1970-х гг. шло планомерное повышение роли арбитража в народном хозяйстве, которое было связано с расширением самостоятельности и инициативы хозорганов в решении хозяйственных вопросов, значительным усилением роли договора в их деятельности.
7 августа 1970 г. Совет Министров СССР принял постановление «О повышении роли органов государственного арбитража и арбитражей министерств и ведомств в народном хозяйстве», в котором впервые решались общие вопросы государственного и?ведомственного арбитража. Перед арбитражем были поставлены новые задачи. Он должен был содействовать повышению эффективности общественного производства, рационализации хозяйственных связей, укреплению хозяйственного расчёта, усилению роли договора в хозяйственных отношениях. Устанавливалась обязательность инструктивных указаний Госарбитража СССР и союзных республик для арбитражей министерств и ведомств.
В решениях производственных совещаний указывалось на необходимость проведения неуклонной политики взыскания санкций с нарушителей договорной дисциплины, не допускать амнистирования и необоснованного снижения санкций.
В 1973 г. Госарбитражем при Кировском облисполкоме рассмотрено 6645 дел, из них 809 – преддоговорных.
Наибольшее количество преддоговорных споров передали предприятия п/я А-1619 (по ассортименту и тексту договоров), Белохолуницкий машзавод (по срокам поставки и форме расчётов), фабрика «Красный курсант» (по ассортименту кабельной бумаги), машиностроительный завод им. 1 Мая (по форме расчётов), Кирлесосбыт (по ассортименту).
Имущественных споров в 1973 г. разрешено 5836.
В условиях широкого кооперирования и комбинирования производства необходимо было дальнейшее усиление гарантии единства арбитражной практики и, что самое главное, единообразного и правильного применения хозяйственного законодательства. Решению этой задачи препятствовала несоподчинённость арбитражей.
Новый этап в организации и деятельности государственных арбитражей ознаменовало принятие Советом Министров СССР 17 января 1974 г. постановления № 60 «О дальнейшем совершенствовании организации и деятельности органов государственного арбитража» и утверждение нового Положения о Государственном арбитраже при Совете Министров СССР. Этим постановлением было установлено, что Государственный арбитраж при Совете Министров СССР, государственные арбитражи при Советах Министров союзных и автономных республик, государственные арбитражи при краевых, областных и городских исполкомах составляют единую систему Госарбитража в СССР. Государственный арбитраж при Совете Министров СССР был преобразован в союзно-республиканский орган. Этим постановлением также был централизован надзор за законностью решений органов госарбитража, т. е. возложен на вышестоящие госарбитражи. Органы управления, при которых госарбитражи состояли, были освобождены от выполнения несвойственных им функций по надзору за законностью решений государственных арбитражей. В Положении о Госарбитраже СССР 1974 г. говорилось о его участии в международном сотрудничестве с органами государственного арбитража социалистических стран.
24 июля 1974 г. Постановлением Совета Министров РСФСР Главным государственным арбитром Государственного арбитража при Совете Министров РСФСР назначен Н.И.Сапожников.
В 1970-е годы идёт совершенствование процессуального законодательства, создаются новые процессуальные институты. Утверждённое Советом Министров СССР 17 октября 1973 г. Положение о порядке предъявления и рассмотрения претензий и урегулирования разногласий по хозяйственным договорам явилось первым в стране нормативным актом, установившим порядок непосредственного урегулирования разногласий, равно обязательный для государственных, кооперативных и иных общественных организаций, предприятий и учреждений независимо от их ведомственной подчинённости.
Благодаря принятию этого Положения претензионная форма разрешения спора стала важной гарантией укрепления законной дисциплины в хозяйственных отношениях и составила самостоятельную стадию арбитражного процесса, в которой разрешалось большинство споров в стране. Претензионное производство находилось в тесной связи с разбирательством спора в арбитраже. Прежде всего, в ходе непосредственного урегулирования разногласий формировались доказательства, которые в дальнейшем передавались на рассмотрение арбитража.

Экспертиза в арбитраже встречалась редко, в то время как экспертиза до обращения с иском – явление весьма распространённое. Поэтому к моменту поступления дела в арбитраж многие факты были уже установлены, а вся претензионная переписка находилась в арбитражном деле.
Взаимодействие сторон продолжалось и после окончания претензионного производства. Истец должен до обращения в арбитраж направить копию искового заявления ответчику, а последний представить отзыв на него. В практике встречалось немало случаев, когда конфликт был исчерпан до начала арбитражного разбирательства.
В 1976 г. Госарбитраж при Совете Министров СССР утвердил Правила рассмотрения хозяйственных споров государственными арбитражами, которые регулировали порядок разбирательства дел в условиях единой союзно-республиканской системы.
Ряд норм из Правил 1976 г. перешли в Арбитражный процессуальный кодекс РФ 1992 г., который, в частности, не предусматривал ведение протокола судебного заседания, позволял рассмотрение спора по материалам дела без участия сторон.
Наконец, некоторые нормы из Правил 1976 года можно увидеть в Арбитражном процессуальном кодексе РФ 1995 г., который не устанавливал порядка ведения заседания при рассмотрении спора (согласно пункту 88 указанных Правил порядок ведения заседания определялся госарбитром, председательствующим в деле).

СИСТЕМА ОБЖАЛОВАНИЯ В ПЕРИОД ГОСАРБИТРАЖА

Если изначально признаки органа правосудия для государственного арбитража были не характерны, то со временем их становилось больше по причине и под влиянием социально-экономических преобразований в советском обществе.
К примеру, упомянутым положением, регулировавшим деятельность государственного арбитража до 1960 г., устанавливалась окончательность его решений и невозможность их обжалования, допускался лишь пересмотр в порядке надзора.
Однако следующим правовым актом - Положением о Государственном арбитраже при Совете Министров СССР (от 17.08.1960 № 892) - уже вводились нормы о проверке правильности (пересмотре) решений государственного арбитража.
Так, за Главным арбитром Государственного арбитража при Совете Министров СССР и его заместителем закреплялось право проверять правильность решений, принятых Государственным арбитражем при Совете Министров СССР и государственными арбитражами в союзных республиках.
Проверка могла осуществляться по заявлениям заинтересованных организаций или по собственной инициативе названных выше лиц, наделенных правом проверки.
По результатам проверки допускались отмена или изменение решения, принятие иного решения, передача дела на новое рассмотрение, прекращение дела производством, отказ в пересмотре решения, приостановление исполнение решения.

  • Решение госарбитража при Кировском крайисполкоме
    (1935 г.)
Специфика тех лет хорошо прослеживается из текста объяснительной записки к статистическому отчету Кировского госарбитража за 1965 г.:
«В 1965 г. поступило и принято к производству Кировского госарбитража 5726 дел, из них 5187 - общеисковых и 539 - преддоговорных.
Количество дел в 1965 г. по сравнению с 1964 г. уменьшилось как общеисковых, так и преддоговорных.
Уменьшению количества преддоговорных споров способствует ежегодное проведение ярмарок, принятие нарядов к исполнению взамен договоров, заключение договоров на длительный период. Некоторому уменьшению общеисковых дел способствует обобщение материалов дел с высылкой сообщений вышестоящим организациям и выезды госарбитров на предприятия для рассмотрения дел, где одновременно проводятся совещания с работниками предприятий. Гораздо меньше поступило дел предприятия п/я 231, несколько уменьшилось поступление дел объединения «Омутнинсклес».
Решено дел в 1964 г. - 5971, а в 1965 г. - 5835, остаток нерассмотренных дел на 1/1-1965 г. был 364 дела, на 1/1-1966 г. - 255 дел.
Среднемесячное поступление дел - 477.
Среднемесячное рассмотрение - 486.
Рассмотрено сверх установленных сроков -499 дел - 8,5%.
Следует отметить, что в количество рассмотренных сверх сроков преддоговорных споров большая часть входит споров за I полугодие, когда срок исчислялся 10 дней, после изменению этого срока отчетные данные нами не корректировались.
Обжаловано решений:
в 1964 г. - 661 - 11%,
в 1965 г. - 517 - 8,8%.
Отменено и изменено решений по подпун¬ктам «а» и «б» «Правил»: в 1964 г. - 106 - 1,7%».

В постановлении Совета Министров СССР от 17.01.1974 № 60 «О дальнейшем совершенствовании организации и деятельности органов го-сударственного арбитража» установлено, что проверка правильности решений государственных арбитражей по хозяйственным спорам в связи с заявлениями предприятий, организаций и учреждений, а также по собственной инициативе осуществляется главными арбитрами государственных арбитражей и их заместителями, которым подведомственны эти споры.
Пересмотр в порядке надзора решений, принимаемых главными арбитрами в союзных республиках и их заместителями, осуществлялся вышестоящими органами государственного арбитража.
30 декабря 1976 г. Государственный арбитраж при Совете Министров СССР своим постановлением утвердил Правила рассмотрения хозяйственных споров государственными арбитражами.
В отдельной главе XIV «Проверка законности и обоснованности решений» оговаривалось, что проверка правильности решений государственных арбитражей по заявлениям сторон и по собственной инициативе осуществлялась главными арбитрами и их заместителями, которым подведомственны споры.
Если же спор по существу был рассмотрен заместителем главного арбитра, проверка правильности решения осуществлялась главным арбитром государственного арбитража, которому подведомствен данный спор.
В случае рассмотрения спора по существу главным арбитром проверка правильности решения осуществлялась главным арбитром вышестоящего государственного арбитража или его заместителем.

КОНСТИТУЦИЯ СССР 1977 ГОДА. НОВЫЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО АРБИТРАЖА

  • Конституция СССР 1977 г.
Новый виток деятельности органов государственного арбитража связан с принятием в 1977 г. новой Конституции СССР. На законодательном уровне было закреплено, что разрешение хозяйственных споров между предприятиями, учреждениями и организациями осуществлялось органами государственного арбитража в пределах их компетенции.
Конституция СССР 1977 г. закрепила принцип социалистической законности и установила, что охрана правопорядка, соблюдение Конституции СССР и советских законов являются обязанностью всех органов государства и должностных лиц.
В то же время Конституция СССР определила органы, для которых правоохранительная деятельность, укрепление социалистической законности и государственной дисциплины в стране составляют одну из основных задач. Это суд, прокуратура, народный контроль и государственный арбитраж. «Партия, — сказал Генеральный секретарь ЦК КПСС Л.И.Брежнев в докладе о проекте Конституции СССР, — ждёт от прокуратуры, суда, арбитража, других административных органов, народного контроля ещё большей инициативы, принципиальности, непримиримости в борьбе с особыми нарушениями советского правопорядка». Согласно статье 163 Конституции СССР разрешение хозяйственных споров осуществлялось органами государственного арбитража в пределах компетенции.
Указанием на разрешение хозяйственных споров в акте самой высшей юридической силы – Конституции СССР подчёркнута важность для государства этого вида деятельности. Изменялись юридическая сила и значимость акта, регулирующего деятельность Госарбитража.
На сессии Верховного Совета СССР в 1979 г. секретарь ЦК КПСС М.С.Горбачёв сказал о проекте Закона о государственном арбитраже в СССР: «На ноябрьском (1979 г.) Пленуме ЦК КПCC партия выдвинула в качестве одной из самых актуальных задач, – добиваться высокой организованности и слаженности всех звеньев экономики, всемерно укреплять государственную, производственную и трудовую дисциплину, повышать ответственность кадров за выполнение установленных планов и договорных обязательств, за рациональное использование наших возможностей, материальных ценностей и природных богатств. Государственный арбитраж – один из действенных рычагов, посредством которого государство оказывает активное влияние на решение этих задач. В центре внимания государственного арбитража должны находиться вопросы укрепления хозяйственного расчёта, соблюдения договоров и обязательств, усиления режима экономии, охраны социалистической собственности, развития рациональных хозяйственных связей, содействия ускорению научно-технического прогресса и повышению качества продукции».

  • Телеграмма из материалов дела,
    1983 г.
В развитие Конституции СССР Верховный Совет СССР 30 ноября 1979 г. принял Закон «О государственном арбитраже в СССР», а Совет Министров СССР 5 июня 1980 г. утвердил Правила рассмотрения хозяйственных споров государственными арбитражами и Положение о Государственном арбитраже при Совете Министров СССР.
Обновление законодательства, регулирующего деятельность органов государственного арбитража, способствовало решению поставленных задач.
Закон «О Государственном арбитраже в СССР» включал и вопросы надзорного пересмотра.
Было установлено, что решение государственного арбитража могло быть пересмотрено в порядке надзора по заявлению стороны или вышестоящего по отношению к ней органа, а также по ходатайству министерства, государственного комитета, ведомства, по протесту прокурора или по инициативе государственного арбитража.
В Правилах рассмотрения хозяйственных споров государственными арбитражами, утвержденных постановлением Совета Министров СССР от 05.06.1980 № 440, пересмотру решений государственного арбитража также выделялась отдельная глава.
В ней определялись лица, имеющие право пересмотра решения, форма и содержание заявления и ходатайства о пересмотре решения, а также порядок подачи заявления и ходатайства о пересмотре решения.
Заявление о пересмотре решения подавалось:
главному арбитру государственного арбитража, принявшего решение;
главному арбитру вышестоящего арбитража через государственный арбитраж, принявший решение.
В этом случае заявление вместе с делом направлялось в вышестоящий государственный арбитраж не позднее пяти дней после поступления заявления.
Подача заявления о пересмотре решения, принятого в порядке надзора главным арбитром союзной или автономной республики, края, области, города, автономной области и автономного округа или его заместителем, не допускалась, если оспариваемая сумма составляла менее 500 рублей.

Заявление о пересмотре решения могло быть подано не позднее одного месяца после принятия этого решения. Срок, в течение которого решение должно было быть пересмотрено, также составлял один месяц.
Самостоятельный статус государственный арбитраж приобрел на основании постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 12.02.1987 № 190 «О дальнейшем совершенствовании деятельности органов Государственного арбитража»: госарбитраж выведен из подчинения органов исполнительной власти, ему придан статус самостоятельного ведомства, деятельностью которого руководил Верховный Совет СССР.
С этого времени деятельность государственного арбитража по разрешению хозяйственных споров стала конституционной функцией, а сам государственный арбитраж начинает приобретать черты экономического суда.
Система органов государственного арбитража в России просуществовала 70 лет и была упразднена в 1992 г. в связи с учреждением арбитражных судов.
Что касается гражданского процесса, то «советская кассация», по верному замечанию известного ученого-процессуалиста советского периода С.Н.Абрамова, отличалась как от классической кассации, так и от апелляции. Отличие от кассации заключалось в том, что «Совнарсуд, рассматривая жалобы, проверял не только правовую сторону - правильность применения закона и форм судопроизводства, но и фактический состав (полноту следствия) - выяснение судом всех обстоятельств дела. <...> Советское обжалование отличалось и от апелляции, так как право разбора дела по существу - установление фактов составляло полномочия только суда первой инстанции» (Абрамов С.Н. Развитие института обжалования судебных решений в советском гражданском процессе // Учен. зап. Моск. юрид. ин-та. Вып. 4. М., 1948). Такой подход к регулированию обжалования сохранялся в гражданском процессе на протяжении нескольких десятилетий.
Таким образом, система пересмотра не вступивших в законную силу актов госарбитража и народных судов была сформирована.

С принятием Закона в системе Государственного арбитража СССР начался новый этап.
Большое значение для деятельности арбитража имели решения XXVI съезда КПСС и предпринятые партией и правительством СССР меры по совершенствованию хозяйственного механизма в стране.
В числе основных направлений экономического и социального развития страны в XI пятилетке и на период до 1990 г. предусмотрено ведение решительной борьбы с проявлениями ведомственности и местничества, нарушениями прав предприятий и объединений, строгое соблюдение социалистической законности и государственной дисциплины в хозяйственных отношениях, усиление действенности санкций за невыполнение плановых заданий и договорных обязательств.
В архиве Арбитражного суда Кировской области сохранились «Сведения о работе Госарбитража при Кировском облисполкоме в 1980 г. по возбуждению дел и направлению сообщений о необходимости привлечения к ответственности конкретных должностных лиц», из которых следует, что по сообщениям государственных арбитров 55 человек привлечены к дисциплинарной ответственности, а 43 лица – к материальной.
В числе основных форм работы государственных арбитражей по предупреждению нарушений законности и недостатков в хозяйственной деятельности Закон о государственном арбитраже в СССР указал на рассмотрение хозяйственных споров, имеющих важное общественное значение, непосредственно на предприятиях, в учреждениях и организациях (пункт 1 статьи 23). Эта форма, как показывала многолетняя арбитражная практика, являлась весьма эффективным средством предупредительной деятельности госарбитражей.
Об этом свидетельствует то, что в 1981 г. рассмотрено непосредственно на предприятиях, в учреждениях и организациях свыше 25 тысяч хозяйственных споров.

  • Определение о возбуждении дела по инициативе госарбитража, 1983 г.
Госарбитры Кировской области также, учитывая специфику экономики региона, выезжали для рассмотрения дел на различные предприятия города и области. Например, с выездом на предприятие в 1981 г. рассматривались все преддоговорные споры Слободского фанерного комбината «Красный якорь» (государственные арбитры Л.А.Исупова, Э.А.Шулакова).
Выездные заседания давали возможность арбитражу на месте глубже разобраться в сущности хозяйственных отношений спорящих сторон, наиболее полно выявить причины и условия, порождающие нарушения, недостатки и споры, выяснить мнение представителей общественных организаций и трудовых коллективов по поводу возникших споров. При этом обеспечивались не только своевременное и правильное разрешение споров, но и определение практических мер, которые необходимо осуществить для устранения и предупреждения выявленных недостатков и правонарушений. Можно без преувеличения сказать, что хорошо организованные выездные заседания и принятые на них законные и обоснованные решения имели важное значение для воспитания у хозяйственных и других работников уважения к закону, правам и интересам своих контрагентов.
Чтобы ощутить атмосферу тех лет, обратимся к объяснительной записке к статистическому отчёту о работе кировского Госарбитража в 1981 г.
«…Для выполнения госарбитражем поставленных перед ним задач составлялись как перспективные планы мероприятий (1981–1986 годы) и планы работы, так и годовой и квартальные планы работы госарбитража в целом и квартальные планы работы группы каждого госарбитра. Кроме того, имеются планы совместных мероприятий с отделом юстиции, стройбанком, Кировским центром стандартизации и метрологии, план пропаганды и тематической учёбы по повышению деловой квалификации госарбитров и консультантов.
Совместно с отделом юстиции проводились семинары с юрисконсультами и хозяйственными руководителями. Обобщались материалы имущественных и преддоговорных споров, некоторые из которых использовались при проведении совещаний с хозяйственными руководителями и юрисконсультами. Значительная работа проводилась по повышению роли хозяйственных договоров, по заключению хозорганами договоров на XI пятилетку.
Направлена информация в обком КПСС и облисполком о результатах обобщения споров по несохранности продукции и товаров. Материалы информации были использованы на сессии облсовета. На имя председателя Кировского облисполкома направлена информация «О нарушении подрядчиками и заказчиками Правил о договорах подряда на капстроительство».
В апреле 1981 г. совместно с областным отделом юстиции проведено областное совещание хозяйственных руководителей и юрисконсультов «О ходе выполнения Постановления Совета Министров РСФСР от 20.02.1979 № 104 и задачах по улучшению правовой работы в свете решений XXVI съезда КПСС». На совещании выступали с докладами Главный государственный арбитр Е.В.Жаравина и заместитель Главного арбитра К.А.Фадеева.
Возбуждались дела по собственной инициативе, рассматривались дела с выездом на предприятия, госарбитры знакомились на предприятиях с применением законодательства и содержанием договоров, составляли рекомендации, проводили совещания, читали лекции и доклады, проводили беседы и давали консультации. В результате осуществления намеченных мероприятий уменьшалось количество дел, больше дел возбуждено по собственной инициативе, больше направлялось совещаний по отдельным делам. Улучшилась работа юридическо-претензионных служб.
В 1981 г. из поступивших исковых материалов принято к производству 4491 дело, менее чем в 1980 г. (4625 дел) на 134 дела. Рассмотрено 4627 дел, менее чем в 1980 г. на 132 дела. Абсолютное большинство споров рассмотрено в установленные сроки.
Проводились совещания и семинары по вопросам заключения хозяйственных договоров на XI пятилетку в городах Кирове, Кирсе, Кирово-Чепецке, Слободском. Обобщались материалы преддоговорных споров, направлялись сообщения о недостатках в работе по заключению договоров, выявленных при рассмотрении споров. По вопросам заключения договоров государственные арбитры принимали участие во всех проводимых ведомствами семинарах (Управление пищевой промышленности, Кировский шинный завод, завод «Маяк», Облпотребсоюз и др.). Знакомились на предприятиях с тем, как заключались договоры, по всем ли прикреплениям заключены долгосрочные договоры, с текстами договоров давались рекомендации, направленные на улучшение текстов договоров и самой работы по заключению договоров (завод «Почвомаш», производственное объединение по выпуску музинструментов и др.).
Всего в 1981 г. рассмотрено 453 преддоговорных спора. Это больше на 44 дела, чем в 1980 г. Некоторое увеличение количества преддоговорных споров связано с заключением договоров на XI пятилетку, возбуждено по инициативе Госарбитража 27 преддоговорных споров, из них 26 – это дела о понуждении машиностроительного объединения имени Лепсе заключить долгосрочные договоры вместо одногодичных, так как планы прикрепления «Союзглавэлектро» на поставку электродвигателей СД и РД были выданы на 5 лет. Всего преддоговорных споров объединения имени Лепсе рассмотрено 57, почти все эти споры были рассмотрены с выездом на предприятие. Ежегодно обобщались материалы преддоговорных споров этого предприятия и направлялись сообщения генеральному директору. Полученные ответы свидетельствуют о принимаемых мерах по улучшению договорной работы и текстов договоров. Количество преддоговорных споров этого предприятия значительно уменьшилось. Если по договорам на 1980 г. было рассмотрено 132 преддоговорных спора этого предприятия, то в 1981 г. – 57.
По своему характеру, как и прежде, большинство споров – это споры по ассортименту изделий машиностроения, лесопродукции, фанеры, меховых изделий и др. Были споры по условиям договоров на поставку металлопродукции, по срокам поставки железнодорожных кранов, ленточных конвейеров, ткани, по условиям возврата тары.
При рассмотрении споров проверялся весь текст договора, по инициативе госарбитров вносили уточнения в отношении качества, сроков возврата тары. Так, договоры биохимзавода, Опаринского леспромхоза были дополнены условиями о качестве и цене. Из договора Верхнекамского фосфоритного рудника были исключены 8 пунктов, повторяющих положение о поставках продукции.
При рассмотрении протоколов разногласий принималась редакция того предприятия, чьи пункты договора способствуют сохранности продукции. Так, по 7 делам машстройзавода имени 1-го Мая Министерства транспортного машиностроения принята редакция об отгрузке железнодорожных кранов с проводником грузополучателя. По спорам шинного завода с предприятием п/я А-1240, Управлением «Днепрохимснаб» приняты пункты в редакции поставщика, предусматривающие обязательный вызов грузоотправителя телеграммой при обнаружении недостачи для составления двустороннего акта. От указанных покупателей исков на недостачу и некомплектность шин не поступало.
При рассмотрении споров по ассортименту товаров народного потребления госарбитр исходя из необходимости сохранения выпуска и поставки товаров, пользующихся спросом потребителя, и принимая отзывы покупателя, если последний доказывал, что товаров по отдельным позициям ассортимента достаточно в торговой сети, а реализация их происходит медленно. Это споры облпотребсоюза с базами «Ростекстильторга» и «Росторгодежда», споры производственного объединения имени Лепсе с торговыми базами.
По спорам о качестве сообщалось в финансовые и статорганы для решения вопроса об изъятии в бюджет прибыли и внесения необходимых изменений в отчётные данные предприятий. Количество дел по безнарядному отпуску продукции увеличилось в связи с возбуждением дел этой категории по собственной инициативе по материалам Гослесоинспекции.
Возбуждено по инициативе Госарбитража 155 дел, то есть больше на 21 дело, чем в 1980 г. Дела возбуждены по материалам: стройбанка – 35; архстройконтроля – 9; госбанка – 6; Кировского центра стандартизации – 40; лесоинспекции – 32; охотинспекции – 2; «Союзглавэлектро» – 26 преддоговорных; прочих источников – 4. По материалам стройбанка, госбанка и архстройконтроля возбуждались дела о взыскании санкций за несвоевременное окончание строительства, за сдачу объектов с недоделками. Так, по материалам стройбанка было возбуждено дело о взыскании штрафных санкций с треста «Кировжилстрой» за просрочку ввода внеквартальных сетей водопровода. О допущенном нарушении, взыскании суммы было направлено сообщение. В тресте был издан приказ о привлечении к дисциплинарной ответственности. При рассмотрении возбужденных дел о безнарядном расходе лесопродукции на собственные нужды объединением «Нижневятлесосплав» и Подосиновским лесокомбинатом выяснилось, что израсходованы были топливные дрова в связи с тем, что не были выделены фонды на их потребление. Поскольку предприятия расположены в сельской местности, где все помещения отапливаются дровами (в том числе школы, больница, детские учреждения, клубы, дома рабочих, пенсионеров и т.д.), они были вынуждены расходовать дрова без наряда. Госарбитраж направил сообщения в «Союзплитпром» и Минлеспром с просьбой решить вопрос о выделении фондов.
На сообщения получены ответы о том, что на последующие периоды фонды на топливные дрова этим предприятиям выделены».


  • Телеграмма, поступившая во время событий августа 1991 г.
Приведём ещё один документ. 12 февраля 1987 г. ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление «О дальнейшем совершенствовании деятельности органов государственного арбитража и повышении их роли в укреплении законности и договорной дисциплины в народном хозяйстве».
Для решения новых задач, поставленных перед арбитражами всех уровней, постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 12.02.1987 Государственный арбитраж при Совете Министров СССР преобразован в Государственный арбитраж СССР. Также прошли преобразования и в нижестоящих арбитражах. В частности, Государственный арбитраж при Кировском облисполкоме получил новое название «Государственный арбитраж Кировской области».
Проведённые структурные изменения с одной стороны привели к большей самостоятельности органов госарбитража, а с другой – повысили их ответственность за принимаемые решения в деле укрепления экономики государства. Увеличились и штаты государственных арбитражей.
В июне 1987 г. решением сессии Кировского областного совета народных депутатов образована коллегия Государственного арбитража и утверждён её состав. Председателем коллегии стал Главный государственный арбитр кировского Госарбитража В.С.Кокорев, а членами коллегии были назначены К.А.Фадеева, М.П.Опалев, Н.И.Дряхлова и Т.М.Дьяконова. В соответствии с планом работы на коллегии заслушаны директора завода «Кирскабель» и Подосиновского лесоперевалочного комбината.
На госарбитра Е.Л.Ренжину (в настоящее время судья Арбитражного суда Кировской области Е.Л.Пономарёва) возложен контроль за выполнением договорных обязательств по отраслям и районам.
На постоянную комиссию по социалистической законности и охране государственного и общественного порядка подготовлен вопрос о соблюдении договорной дисциплины управлением местной промышленности.
Начальник управления заслушан на совместном заседании постоянной комиссии и областного комитета народного контроля. В заседании участвовал и выступил Главный государственный арбитр В.С.Кокорев.
Проверки проводились также в областных предприятиях «Кировремстрой», «Кировстройматериалы», заводах станкостроительном, механическом, «Красный инструментальщик», «Электробытприбор» и др. По материалам проверок возбуждались и рассматривались дела, давались предписания.
Госарбитражем стали больше информироваться партийные и советские органы по вопросам соблюдения хозяйственного законодательства предприятиями, учреждениями и организациями. Направлено три информации в обком КПСС, две информации в облисполком. Направлялись обобщённые информации по различным категориям дел в областную прокуратуру, ОБХСС, УВД и комитеты народного контроля. В районные комитеты народного контроля г. Кирово-Чепецка и г. Слободского представлены анализы рассмотренных дел с выявлением типичных недостатков в хозяйственной деятельности предприятий, учреждений, находящихся в этих районах.
При участии Государственного арбитража подготовлено решение Кировского облисполкома от 23.11.1987 № 667 «О неудовлетворительном выполнении договорных обязательств и работе по заключению договоров на 1988 год на предприятиях области». В осуществлении контроля за исполнением данного решения участвовал Госарбитраж.
Решением Кировского облисполкома в феврале 1988 г. кировскому Государственному арбитражу выделено другое помещение площадью 250 кв. м в старом, требующем капитального ремонта, здании по улице Карла Либкнехта, д. 102. Переезд состоялся весной 1989 г.
Вспоминает государственный арбитр, ныне заместитель председателя Арбитражного суда Кировской области Л.А.Мацкевич: «У всех было приподнятое настроение, всем хотелось перемен, обсуждали, кто в каких кабинетах разместится, где организовать приём исков… По традиции накануне Первомая все пришли на субботник, весело и дружно убирали помещения, навели порядок на территории вокруг дома. Вячеслав Степанович Кокорев шутил, и все от души смеялись, не заметили, как пролетело время и всё вокруг немного преобразилось».
Госарбитраж занимал не всё здание, здесь же находился Отдел по труду Кировского облисполкома. В настоящее время на этом месте расположено новое современное главное здание Арбитражного суда Кировской области.
В 1991 г. штат Государственного арбитража Кировской области был утверждён из 16 единиц: Главный государственный арбитр В.С.Кокорев, заместитель Главного государственного арбитра М.П.Опалев, семь государственных арбитров Н.И.Дряхлова, Т.М.Дьяконова, Л.А.Мацкевич, В.А.Лалетин, А.В.Тетервак, С.А.Поротиков, Э.А.Шулакова; два консультанта 1 категории Т.П.Белякова и О.П.Кобелева; два консультанта 2 категории В.В.Никулина, А.А.Щелкина (Вершинина); секретарь-стенографистка 1 категории С.Р.Кислицына; секретарь-машинистка Л.А.Честикова (Мышкина) и уборщица Г.А.Мальцева.
Путь, который проделал Госарбитраж как принципиально новый орган по урегулированию конфликтов и разрешению споров между социалистическими организациями, не был простым.

Начиная с 1922 г. и до 1992 г., совершенствовались организационные формы деятельности государственного арбитража, его структура, усложнялись задачи, расширялись функции, упорядочивалась процедура деятельности, воспитывались высококвалифицированные кадры работников государственного арбитража – людей ответственных, имеющих хороший профессиональный практический опыт, которые стали надёжной кадровой опорой при создании арбитражных судов Российской Федерации.
Государственный арбитраж прочно занимал своё место в системе органов Советского государства.

Вспоминает Н.И. Дряхлова, государственный арбитр, судья Арбитражного суда Кировской области в отставке:
«Характер работы госарбитра и судьи арбитражного суда безусловно имеет большие различия.
Суды самостоятельны и ни в коей мере не зависят от законодательной и исполнительной властей.
Длительное время госарбитражи были при облисполкомах. Это создавало определённую зависимость от последних, тем более что они осуществляли надзорное производство. Такой порядок был признан несовершенным, ошибочным и постановлением Правительства СССР арбитражи были выделены из системы исполнительной власти. Это явилось предтечей реорганизации арбитражной системы и создания арбитражных судов.
Во все времена арбитражами большое внимание уделялось профилактической работе. Это были: выездные заседания арбитража; проверка соблюдения хозяйственного законодательства предприятиями, организациями и учреждениями области; широкая правовая пропаганда; консультации по различным вопросам хозяйственного права; участие в семинарах, торгово-промышленных ярмарках; тесное взаимодействие с правоохранительными органами, комитетами народного контроля, различными государственными инспекциями, бюро товарных экспертиз и т. д. Систематически проводилось обобщение арбитражной практики по отдельным категориям дел, отраслям, участникам арбитражного процесса; направлялись сообщения сторонам и в различные инстанции.
Не все эти формы были приемлемы для арбитражной системы, но, тем не менее, они приносили положительный результат. В частности, по нашим материалам возбуждались уголовные дела правоохранительными органами, сокращалось количество правонарушений в хозяйственной деятельности отдельных предприятий области».


  • Сведения о количестве дел, рассмотренных Кировским госарбитражем (1936-1991 гг.)
Главные государственные арбитры Государственного арбитража Кировской области (1935–1992 гг.)

Колповский Михаил Андреевич (с 15.01.1935 по 13.08.1935)
Любовиков Михаил Константинович (временно исполнял обязанности с 14.08.1935 по 24.10.1935)
Баринов Фёдор Иванович (с 25.10.1935 по 31.05.1937)
Любовиков Михаил Константинович (временно исполнял обязанности с 01.06.1937 по 18.07.1937)
Шибаев Сергей Фёдорович (с 19.07.1937 по 24.01.1938)
Чураков Александр Васильевич (временно исполнял обязанности с 25.01.1938 по 14.07.1938)
Любовиков Михаил Константинович (с 15.07.1938 по 26.10.1944)
Новосёлова Феодосия Гавриловна (с 27.10.1944 по 21.02.1950)
Катков Константин Александрович (временно исполнял обязанности с 22.02.1950 по 28.03.1950)
Савин Серафим Константинович (с 29.03.1950 по 30.06.1957)
Жаравина Евгения Владимировна (с 01.07.1957 по 27.09.1982)
Кокорев Вячеслав Степанович (с 28.09.1982 по 20.03.1992)

Предыдущая страницаСледующая страница