Вы здесь

23.09.2014

Справка по спорам, связанным с применением законодательства о налогах и сборах

«ОДОБРЕНО»
Президиумом
Второго арбитражного
апелляционного суда
23 сентября 2014 года
протокол № 9/14

1. В каком размере может быть признан правомерным налоговый вычет на НДС по сделке о приобретении имущественных прав на нежилое помещение, заявленный приобретателем имущественных прав1?

Вариант ответа 1.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) налогоплательщик вправе уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 12 статьи 171 НК РФ вычетам у налогоплательщика, перечислившего суммы оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав, подлежат суммы налога, предъявленные продавцом этих товаров (работ, услуг), имущественных прав.
В силу пункта 1 статьи 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав. Вычетам подлежат, если иное не установлено настоящей статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и при наличии соответствующих первичных документов.
Таким образом, покупатель вправе получить налоговый вычет по НДС по сделке о приобретении имущественных прав на нежилое помещение в том размере, который продавцом предъявлен в составе стоимости, подлежащей уплате по сделке, и указан в выставленном счете-фактуре.

Вариант ответа 2.
В соответствии с пунктом 1 статьи 153 НК РФ при передаче имущественных прав налоговая база по НДС определяется с учетом особенностей, установленных главой 21 НК РФ.
В названной главе не предусмотрен специальный порядок определения налоговой базы для случаев реализации имущественных прав на нежилые помещения.
Между тем, специальный порядок установлен в пункте 3 статьи 155 НК РФ для других объектов гражданских прав этого же вида – недвижимого имущества, который согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Президиума от 25.02.2010 № 13640/09, подлежит применению и в отношении нежилых помещений.
В силу пункта 3 статьи 155 НК РФ при передаче имущественных прав налогоплательщиками, в том числе участниками долевого строительства, на недвижимое имущество налоговая база определяется как разница между стоимостью, по которой передаются имущественные права, с учетом налога и расходами на приобретение указанных прав.
Следовательно, при реализации имущественных прав на нежилые помещения налоговая база подлежит определению в виде разницы между стоимостью, по которой передаются имущественные права, с учетом налога и расходами на приобретение указанных прав.
По сути, приведенный порядок определения налоговой базы устанавливает особенность предъявления продавцом покупателю к оплате НДС при передаче имущественных прав.
В связи с этим приобретатель имущественного права при применении налоговых вычетов по данной операции должен учитывать указанный порядок, то есть положения пункта 3 статьи 155 НК РФ, поскольку НДС не может приниматься к вычету у покупателя в размере большем, чем его действительный размер.
Таким образом, покупатель вправе получить налоговый вычет по НДС по сделке о приобретении имущественных прав на нежилое помещение в том размере, который указан в счете-фактуре, выставленном продавцом, и соответствует требованиям пункта 3 статьи 155 НК РФ.

2. Подлежат ли включению в налоговую базу по НДС денежные средства, полученные управляющими организациями, на проведение капитального ремонта многоквартирных домов в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (далее – Закон № 185-ФЗ)2?

Вариант ответа 1.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ объектом налогообложения по НДС признаются операции по реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 154 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) с учетом субсидий, предоставляемых бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.
Суммы субсидий, предоставляемых бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, при определении налоговой базы не учитываются.
Из положений статей 28, 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) следует, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.
В статье 78 БК РФ установлено предоставление субсидий и субвенций из местных бюджетов в случаях, предусмотренных федеральными целевыми программами, федеральными законами, региональными целевыми программами, законами субъектов Российской Федерации и решениями представительных органов местного самоуправления.
Согласно пункту 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Закон № 185-ФЗ в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (статья 1).
Для этого, исходя из пункта 1 статьи 3 и пункта 1 статьи 4 Закона № 185-ФЗ, создается государственная корпорация - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее - Фонд). Целями деятельности Фонда являются создание безопасных и благоприятных условий проживания граждан и стимулирование реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий путем предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда.
В силу пункта 6 статьи 20 Закона № 185-ФЗ участие в финансировании капитального ремонта многоквартирного дома собственников жилых помещений определяется в размере не менее чем пять процентов общего объема средств, предоставляемых на проведение капитального ремонта многоквартирного дома.
Согласно статье 20 Закона № 185-ФЗ получателями средств Фонда, направляемых на предоставление финансовой поддержки, являются субъекты Российской Федерации или в случае, предусмотренном частью 3 настоящей статьи, муниципальные образования. Указанные средства поступают, соответственно, в бюджеты субъектов Российской Федерации или в местные бюджеты.
Из анализа положений статьи 78 БК РФ, а также положений Закона № 185-ФЗ следует, что денежные средства, выделяемые из бюджета в установленном порядке для финансирования капитального ремонта многоквартирных домов, являются субсидиями. Получателями данных денежных средств являются собственники жилых помещений в многоквартирных домах, включенных в адресную программу по проведению капитального ремонта многоквартирных домов через созданные ими товарищества собственников жилья или выбранные организации для управления многоквартирным домом.
Таким образом, денежные средства, полученные из бюджета, подпадают под понятие субсидий, предоставляемых бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в связи с реализацией налогоплательщиком, в данном случае, услуг по капитальному ремонту многоквартирных домов с учетом льгот, предоставляемых собственникам жилых помещений в многоквартирных домах, включенных в региональную адресную программу по проведению капитального ремонта многоквартирных домов.
В связи с этим указанные денежные средства не являются оплатой услуг управляющей организации по капитальному ремонту многоквартирных домов, поэтому не подлежат включению в налогооблагаемую базу по НДС.

Вариант ответа 2.
По смыслу пункта 2 статьи 154 НК РФ в налоговую базу по НДС не включаются только те субсидии, которые предоставляются налогоплательщику бюджетом в связи с применением им государственных регулируемых цен или льгот, предоставляемых отдельным потребителям для целей покрытия соответствующего убытка.
Выделение денежных средств на основании Закона № 185-ФЗ в виде финансовой поддержки не может быть квалифицировано ни как выделение денежных средств в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, ни как предоставление льгот отдельным потребителям.
Цена капитального ремонта домов за счет средств Фонда, средств областного бюджета и средств муниципального бюджета не относится к ценам, регулируемым государством; стоимость ремонта и выделение на него денежных средств определяется на основании сметы, утвержденной собранием собственников жилых помещений в многоквартирном доме, то есть необходимая сумма в каждом случае определяется индивидуально.
Нельзя признать полученные на основании Закона № 185-ФЗ денежные средства и как выделяемые в связи с предоставлением льготы. Льготой являются преимущества, предоставляемые отдельным потребителям по сравнению с другими; в данном случае никаких преимуществ отдельным потребителям (по отношению к другим) не предоставляется. Дома ремонтируются на равных условиях, без каких-либо преимуществ. Стоимость ремонта в домах различна, но она зависит не от преимуществ для каких-либо отдельных потребителей, а от конкретных смет, определяющих стоимость необходимых ремонтных работ.
Более того, пункт 2 статьи 154 НК РФ распространяется именно на тех хозяйствующих субъектов, которые непосредственно реализуют товары (работы, услуги) по регулируемым или льготным ценам.
Управляющая организация таковым субъектом не является.
В силу Закона № 185-ФЗ финансовая поддержка на проведение капитального ремонта многоквартирных домов устанавливается в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, носит адресный характер и предоставляется не управляющим компаниям, а субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов.
Так, изначально получателями средств Фонда, направляемых на предоставление финансовой поддержки, являются субъекты Российской Федерации или муниципальные образования (указанные средства поступают в соответствующие бюджеты) и лишь впоследствии распределяются между муниципальными образованиями и далее между многоквартирными домами, которые включены в региональную адресную программу по проведению капитального ремонта многоквартирных домов.
Фактически дальнейшее перечисление денежных средств управляющим компаниям производится для целей расчетов ими с подрядными организациями (статья 15 Закона № 185-ФЗ), а не в связи с несением ими каких-либо убытков от своей финансово-хозяйственной деятельности.
Таким образом, денежные средства, выделяемые в рамках Закона № 185-ФЗ, носят адресный характер и не имеют целью финансовую поддержку непосредственно управляющих компаний. Последние принимают на свои счета соответствующие денежные средства исключительно для целей расчетов с подрядными организациями за произведенные работы по капитальному ремонту при осуществлении деятельности по управлению многоквартирными домами.
В связи с этим суммы бюджетного финансирования, полученного в порядке и на основании Закона № 185-ФЗ, подлежат включению в налогооблагаемую базу по НДС.

1 По материалам дела № А28-1787/2012, постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 25.01.2013.
2 По материалам дел № А82-11555/2012, А82-10790/2012, А45-7956/2013, А42-4732/2013 (вариант ответа 1) и №№ А82-10729/2012, А05-3401/2013, А60-26625/2012, А60-32409/2012 (вариант ответа 2).