Вы здесь

30.04.2010

Кокорев В. С., председатель Второго арбитражного апелляционного суда. Доклад о деятельности Второго арбитражного апелляционного суда. Опубликован в сборнике Девятого арбитражного апелляционного суда «Становление арбитражных апелляционных судов – один из этапов судебной реформы в современной России», изданного к 5-летию суда.

В 2008 году в России в целом завершился процесс формирования апелляционных судов в арбитражной системе Российской Федерации, что сыграло, безусловно, положительную роль в деле совершенствования отправления правосудия.
Второй арбитражный апелляционный суд начал осуществлять судебную деятельность 22 декабря 2005 года.
К этому времени официально были созданы и начали работу лишь три апелляционных суда: Девятый (Москва), Десятый (Московская область) и Тринадцатый (Санкт-Петербург).
Таким образом, Второй арбитражный апелляционный суд создан четвертым из двадцати в Российской Федерации для осуществления проверки судебных актов арбитражных судов Ивановской, Кировской, Костромской, Ярославской областей, Республики Коми.
Опыт работы арбитражных апелляционных судов свидетельствует о росте уровня доверия участников судебного процесса к апелляционной инстанции.
За три с половиной года судьями Второго арбитражного апелляционного суда рассмотрено более 13 тысяч апелляционных жалоб. При этом кассационной инстанцией (Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа) отменено только 3% от общего числа рассмотренных Вторым арбитражным апелляционным судом жалоб при среднем показателе по России 8,9%.
Показательной является активность участников судебного процесса в обжаловании судебных актов в апелляционном порядке.
Так, в 2008 году во Второй арбитражный апелляционный суд поступило 5349 жалоб, что больше на 8,8 % по сравнению с 2007 годом.
Первоначально судейский корпус Второго арбитражного апелляционного суда был сформирован из судей арбитражного суда Кировской области. Указами Президента РФ 31 августа 2005 года назначен Председатель суда, 06 октября 2005 года — 12 судей. В настоящее время в суде работают 20 судей, в том числе назначенных путём перемещения внутри судебной системы. Это грамотные, квалифицированные юристы, имеющие большой опыт практической работы по юридической специальности. Большинство судей имеют стаж в должности судьи более 10 лет и первый квалификационный класс.
Начальный период деятельности Второго арбитражного апелляционного суда был напряженным. В 2006 году 64% дел было рассмотрено с нарушением срока, это объяснялось тем, что была высокая нагрузка на судей, кроме того, извещение сторон производилось в другие регионы, и уведомления о вручении почтовой корреспонденции в суд возвращались с опозданием.
В 2007 г. нагрузка на суды составила 104 дела в месяц, в том числе под председательством 31,6 дел; в 2008 г. — 83 дела, в том числе под председательством - 28 дел. Увеличение штата судей позволило несколько снизить нагрузку на каждого судью, что соответственно привело к сокращению количества дел, рассмотренных с нарушением срока. Во втором полугодии 2008 года этот показатель составил всего 7%. При этом, как правило, пропуск срока рассмотрения незначительный и составляет от 5 до 7 дней, предусмотренных для изготовления постановлений после принятия резолютивной части.
Полагаем, что вопрос о снижении нагрузки на судей требует как законодательного, гак и организационного решения, в частности, разработки нормативов нагрузки на суды, ускорения процедуры назначения судей, а также увеличения срока рассмотрения жалоб в апелляционной инстанции до 2-х месяцев.
На VII Всероссийском съезде судей перед судейским сообществом поставлены конкретные задачи, которые судам необходимо выполнить:

1. Открытость судебной системы.

Второй арбитражный апелляционных суд уже сейчас работает в новых условиях и активно применяет современные технологии.
С 2008 года на регулярной основе осуществляется трансляция судебных постановлений в единую систему «БРАС-Банк решений арбитражных судов». На сегодня в БРАСе размещено 20427 судебных актов Второго арбитражного апелляционного суда. Удобно, что система позволяет производить поиск судебных актов по различным критериям, а именно: по номеру дела, по наименованию стороны, участвующей в деле, по категории спора, по тексту судебного акта.
Также на официальном сайте нашего суда можно получить информацию о движении дел, о дате, месте и времени судебного разбирательства, о структуре суда и новостях в его работе, ознакомиться с текстами практически всех постановлений. В настоящее время ведется реконструкция сайта (обновление внешнего вида, информационной наполняемости).
На постоянной основе осуществляется сотрудничество со справочными правовыми системами «Консультант Плюс» и «Гарант». В 2008 году раздел «Судебная практика» системы «Консультант Плюс» пополнился подразделом с постановлениями Второго арбитражного апелляционного суда.

2. Доступность судебной системы.

В нашем суде решение этой задачи обеспечивается в частности тем, что новое здание суда оснащено современным оборудованием видеоконференц-связи, аудиопротоколирования судебных процессов.
Для автоматизации судебной деятельности внедрена и успешно применяется автоматизированная информационная система «Судопроизводство». Па практике реализован электронный обмен с четырьмя из пяти судов первой инстанции: Арбитражным судом Республики Коми, судами Ивановской, Кировской и Ярославской областей, а также Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа. В результате существенно сокращается время регистрации документов.
Разумеется, одни лишь новые технологии поставленные задачи не решат. Необходимо внести изменения в закон и установить ответственность сторон за злоупотребление процессуальными правами и неисполнение процессуальных обязанностей.

3. Независимость судебной системы.

Говоря о независимости судей, председатель ВАС РФ А. А. Иванов предложил отказаться от практики переназначения суден по истечении трех лет и перейти к подтверждению их полномочий квалификационными коллегиями. Хотелось, чтобы это предложение как можно быстрее было закреплено законодательно.
В целях обеспечения независимости в новом здании Второго арбитражного апелляционного суда разведены потоки участников процессов и персонала суда. Система создания двух зон: служебной — для судей и работников аппарата; присутственной — для посетителей суда исключает внепроцессуальное обращение к судье.
Независимость судебной системы реализуется также путем образования федеральных судебных и апелляционных округов, не совпадающих с федеральными округами.

4. Эффективность судебной системы.

Эффективность правосудия в целом достигается не только за счет правильной организации судебного урегулирования споров.
Поскольку ежегодно возрастает уровень сложности рассматриваемых апелляционной инстанцией дел, в нашем суде проводится работа по установлению четкой специализации судебных коллегий и судебных составов, по взаимозаменяемости судей, а также по подбору кадров помощников судей с учетом мнения судьи; по установлению единого порядка оформления судебных актов, что способствует повышению эффективности работы судей и улучшению качества отправления правосудия.

5. Предсказуемость работы судебной системы.

К сожалению, в настоящее время остается много проблемных вопросов при рассмотрении споров, связанных с применением административного и налогового законодательства. Несовершенство закона порождает отсутствие единообразия в его применении, в результате по одному и тому же спору в разных федеральных округах складывается разная судебная практика.
В целях достижения единообразной судебной практики в ФАС ВВО проводятся Научно-консультативные советы по практике применения норм гражданского, административного, налогового, процессуального законодательства, на которых рассматривается до 60 проблемных вопросов правоприменения. Судьи нашего суда принимают активное участие в подготовке и рассмотрении вопросов на заседаниях НКС. Более того, в 2009 году проведен НКС с участием 2-х федеральных округов: ФАС Волго-Вятского округа и ФАС Поволжского округа.
В суде в течение года подготовлено несколько обобщений судебной практики, которые обсуждались на заседаниях Президиума суда.
По вопросам применения норм гражданского законодательства в суде состоялась встреча с первым заместителем председателя Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа и председателями судебных составов. Проведены совместные совещания с председателями и судьями арбитражных судов Республики Коми, Ивановской, Кировской Костромской и Ярославской областей.
В течение трех лет Второй арбитражный апелляционный суд временно располагался в небольшом здании площадью 900 квадратных метров. Судебные заседания проводились в стесненных условиях, непосредственно в кабинетах судей. Было мало места и неудобно для посетителей.
Поэтому одной из важнейших задач на этапе становления суда стало осуществление строительства здания. Строительно-монтажные работы на объекте начались в июле 2006 года, а в декабре 2008 года работы были завершены, и объект был введен в эксплуатацию.
Новое восьмиэтажное здание соответствует современным техническим требованиям и стандартам. Состав и площади помещений, их группировка, объёмно-планировочные решения, перечень примененных инженерных систем основаны на Типовом Своде правил по проектированию и строительству зданий арбитражных судов, благодаря чему удалось добиться оптимального решения с учетом функциональной специфики апелляционного суда.
В здании оборудовано восемь залов судебных заседаний с совещательными комнатами. В каждом зале имеются два входа: один — для представителей сторон из присутственной зоны, другой— для судей н секретаря из служебной зоны. В новом здании суда реализован принцип создания «офиса судьи».
В суде также имеются отдельный зал для проведения закрытых судебных заседаний, зал президиума, конференц-зал (на 150 мест), архив, библиотека, буфет, медицинский пункт. Особо оснащена комната для ознакомления с делами: установлено видеонаблюдение, в распоряжение сторон предоставлен компьютер для работы со справочными правовыми системами. Учебный класс оборудован 16 компьютерами и интерактивной доской, что позволило организовать регулярные учебные занятия судей и работников аппарата.
Обеспечены условия для инвалидов и других маломобильных групп граждан.
Для представителей, приезжающих в суд из других регионов России, на территории предусмотрена большая автостоянка на 40 мест с контролем доступа и обеспечением безопасности.
Здание оснащено двадцатью инженерными системами, обеспечивающими единый комплекс жизнеобеспечения.
Реализация современной системы видеоконференции позволит уже в ближайшем будущем (после внесения дополнения в Арбитражный процессуальный кодекс) проводить удаленные судебные заседания, когда участники судебных заседаний из других регионов смогут не выезжать в место расположения апелляционный инстанции. Системы видеоконференц-связи также имеются в конференц-зале и зале президиума. Это позволяет участвовать в заседаниях Пленума и Президиума Высшего Арбитражного Суда, проводить совещания с участием других судов, оснащенных аналогично. Кстати, первое совещание по вопросам судебной практики с использованием этого вида связи было проведено в июне 2009 г. с Арбитражным судом Ярославской области.
Заслуживают внимания и требуют, на наш взгляд, процессуального решения также следующие вопросы:

1. Ограничение суммы, подлежащей обжалованию в апелляцию.

В практике встречались случаи, когда обжаловались решения судов в части суммы менее 1 рубля (в 2007 г. было обжаловано решение в части 47 копеек), со ссылкой на принципиальную позицию Пенсионного фонда по отдельным вопросам и на необходимость строгого отчета перед вышестоящими органами. Возможно, стоит вернуться к практике, когда в Госарбитраже не принимались к рассмотрению иски на сумму до 100 рублей.

2. Изменение в сторону увеличения размера государственной пошлины за обжалование решений судов первой инстанции.

Учитывая минимальный размер госпошлины — 1000 рублей, установленный законом для обжалования решений судов первой инстанции, независимо от взысканной суммы, стороны часто злоупотребляют своими правом на обжалование по надуманным причинам с целью отсрочить исполнение судебного акта, Например, на практике имела место серия жалоб (порядка 10 дел) общества «Интауголь» на решения суда о взыскании с них значительных денежных средств с мотивировкой, что выданная им копия решения суда была заверена работником суда без расшифровки его подписи. Таким образом, уплатив госпошлину всего в сумме 1000 рублей можно дать себе возможность попользоваться миллионами 1-2 месяца, а то и больше. В условиях кризиса, это особенно недопустимо.

3. Полагаем возможным возродить институт частных определений, предоставив судьям право в определенных случаях реагировать на нарушение законов и иных нормативных правовых актов государственными органами путем сообщения об этих фактах руководителям организаций с целью профилактики правонарушений, либо устранения бездействия должностных лиц тогда, когда в силу закона они обязаны совершать определенные действия.