Второй арбитражный апелляционный суд
610998, Кировская область, г. Киров, ул. Хлыновская, д. 3, адрес электронной почты: info@2aas.arbitr.ru Телефоны: 8 (8332) 519-109 (справочная информация, в том числе о движении судебных дел), 8 (8332) 519-100 приемная, 8 (8332) 519-119 телефон доверия, 8 (8332) 519-200 факс Официальная страница суда в информационной системе и (или) программе для электронных вычислительных машин «ВКонтакте»: https://vk.com/2aas.arbitr Режим работы: понедельник - четверг 08:00-17:00, пятница 08:00-15:45, перерыв 12:00-12:45 |
Вы здесь
30.11.2011
Бычихина С.А. Оспаривание оценки имущества должника: проблемы судебно-арбитражной практики. /Материалы научно-практической конференции «Актуальные вопросы развития и реализации законодательства в сфере исполнительного производства»
Статья 85 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон об исполнительном производстве) регулирует вопросы оценки имущества должника в целях последующей реализации этого имущества. По смыслу Закона, оценка имущества должника производится судебным приставом-исполнителем по рыночным ценам, а в случае несогласия должника или взыскателя с произведенной оценкой, судебный пристав-исполнитель прибегает к помощи оценщика.
Пунктом 4 названной статьи сторонам исполнительного производства предоставлена возможность оспорить указанную в отчете оценщика стоимость объекта оценки. Однако данное положение конкурирует со статьей 122 этого же Закона, которая позволяет сторонам обжаловать постановление судебного пристава-исполнителя, основанное на отчете оценщика.
Итак, в судебно-арбитражной практике возникал вопрос о том, какой же акт должна оспорить сторона, если она не согласна с оценкой имущества, произведенной оценщиком: отчет оценщика или постановление судебного пристава-исполнителя об оценке имущества, основанное на таком отчете?
При разрешении данного вопроса было сформировано два подхода к применению упомянутых выше норм Закона об исполнительном производстве.
В некоторых случаях суды исходили из недопустимости оспаривания отчета оценщика путем предъявления самостоятельного иска, придерживаясь того мнения, что в рамках исполнительного производства заинтересованная сторона вправе оспаривать в судебном порядке лишь соответствующее постановление судебного пристава-исполнителя .
В других случаях суды приходили к иным выводам, указывая на то, что Закон об исполнительном производстве предусматривает возможность самостоятельного оспаривания сторонами исполнительного производства стоимости объекта оценки, указанной оценщиком в отчете. Поскольку оценка имущества должника производилась привлеченным в установленном законом порядке специалистом-оценщиком, а не судебным приставом-исполнителем, то может быть оспорена лишь стоимость имущества, указанная в отчете специалиста-оценщика . Основную аргументацию в пользу каждого из подходов представим в виде таблицы.
На сегодняшний день судебно-арбитражная практика, по крайней мере, Волго-Вятского судебного округа придерживается подхода о недопустимости оспаривания отчета оценщика путем предъявления самостоятельного иска. Так, например, в одном из дел ФАС Волго-Вятского округа принял во внимание информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.05.2005 № 92 «О рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании оценки имущества, произведенной независимым оценщиком». Как разъяснено в абзаце 9 пункта 1 названного информационного письма судам следует учитывать, что в соответствии с Федеральным законом «Об исполнительном производстве» оценку имущества должника производит судебный пристав-исполнитель. Поэтому даже в том случае, когда для оценки имущества судебный пристав-исполнитель привлекал независимого оценщика, в судебном порядке может быть оспорено только постановление этого пристава-исполнителя, определяющее цену такого имущества.
Как показывает судебная практика, оспаривание достоверности величины стоимости объекта (объектов) оценки, определенной независимым оценщиком, путем предъявления самостоятельного иска возможно только в том случае, когда законом или иным нормативным актом предусмотрена обязательность такой величины для сторон сделки, государственного органа, должностного лица, органов управления юридического лица. В подтверждение этого можно привести недавнее постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (далее – ВАС РФ) от 27 июня 2011 года № 2419/11. Несмотря на то, что в деле возникал несколько иной вопрос, нежели рассматриваемый нами, тем не менее, правовая позиция ВАС РФ, а именно: оспаривание отчета оценщика путем предъявления самостоятельного иска возможно, если рыночная оценка является обязательной для сторон сделки - вполне применима к поставленной проблеме.
Итак, на сегодняшний день в судебной практике дан ответ на вопрос, какой же акт должен быть оспорен стороной (если рыночная оценка для сторон сделки необязательна) – это постановление судебного пристава-исполнителя.
Но каковы же истоки и в чем заключается практическое значение анализируемой проблемы?
Обращаясь в суд, заявитель возражает против неправильной (завышенной или заниженной), по его мнению, оценки имущества. И, казалось бы, ему неважно какой из актов оспорить, так как, по сути, он не согласен и с отчетом оценщика, и с постановлением пристава-исполнителя.
Решение проблемы объясняется, на наш взгляд, спецификой российской модели понимания основания иска, которая подразумевает под основанием иска как фактические обстоятельства, так и их правовую оценку. При этом и фактические обстоятельства, и их правовую оценку приводит сторона спора. В связи с этим на стороне спора лежит бремя выбора надлежащего способа защиты своего права. В случае, если сторона воспользуется ненадлежащим способом защиты (в нашем случае оспорит отчет оценщика) суд откажет в удовлетворении требования.
Напротив, в английской системе права основание иска составляют факты, а суд сам выбирает применимые к ним нормы права. В том случае, если бы в России придерживались данной модели, заявителю достаточно было бы не согласиться с оценкой имущества, а суд бы избрал подлежащие применению нормы и решил, какой из актов следует признать недействительными, не отказывая при этом удовлетворить требование заявителя по причине ненадлежащего способа защиты.
Бычихина С.А.,
начальник отдела анализа и обобщения судебной практики, законодательства и статистики
Пунктом 4 названной статьи сторонам исполнительного производства предоставлена возможность оспорить указанную в отчете оценщика стоимость объекта оценки. Однако данное положение конкурирует со статьей 122 этого же Закона, которая позволяет сторонам обжаловать постановление судебного пристава-исполнителя, основанное на отчете оценщика.
Итак, в судебно-арбитражной практике возникал вопрос о том, какой же акт должна оспорить сторона, если она не согласна с оценкой имущества, произведенной оценщиком: отчет оценщика или постановление судебного пристава-исполнителя об оценке имущества, основанное на таком отчете?
При разрешении данного вопроса было сформировано два подхода к применению упомянутых выше норм Закона об исполнительном производстве.
В некоторых случаях суды исходили из недопустимости оспаривания отчета оценщика путем предъявления самостоятельного иска, придерживаясь того мнения, что в рамках исполнительного производства заинтересованная сторона вправе оспаривать в судебном порядке лишь соответствующее постановление судебного пристава-исполнителя .
В других случаях суды приходили к иным выводам, указывая на то, что Закон об исполнительном производстве предусматривает возможность самостоятельного оспаривания сторонами исполнительного производства стоимости объекта оценки, указанной оценщиком в отчете. Поскольку оценка имущества должника производилась привлеченным в установленном законом порядке специалистом-оценщиком, а не судебным приставом-исполнителем, то может быть оспорена лишь стоимость имущества, указанная в отчете специалиста-оценщика . Основную аргументацию в пользу каждого из подходов представим в виде таблицы.
Может быть оспорено только постановление судебного пристава-исполнителя об оценке имущества. | Может быть оспорен отчет оценщика. |
В рамках отношений по исполнительному производству отчет независимого оценщика приобретает юридическое значение для сторон лишь при условии вынесения приставом постановления об оценки вещи. | Возможность оспаривания отчета оценщика прямо следует из пункта 3 части 4 статьи 85 Закона об исполнительном производстве. |
Полномочием на оценку вещи наделен судебный пристав-исполнитель, а результаты оценки носят для него лишь рекомендательный характер. | Определенная оценщиком стоимость является обязательной для судебного пристава, поскольку пристав не обладает специальными познаниями, кроме того, закон не предоставляет ему полномочий проверить достоверность отчета оценщика. |
Оспаривание отчета оценщика не обеспечено процедурными нормами, т.к. обязанность извещения о произведенной оценке возникает только после принятия результатов оценки судебным приставом в форме вынесения постановления. | В пункте 2 части 1 статьи 39 Закона предусмотрено, что исполнительное производство подлежит приостановлению в случае оспаривания результатов оценки. При этом в понятие «результаты оценки» включается как стоимость, определенная оценщиком (пункт 3 части 4 статьи 85 Закона), так и стоимость определенная самим судебным приставом без привлечения оценщика (части 1, 7 статьи 85 Закона). |
На сегодняшний день судебно-арбитражная практика, по крайней мере, Волго-Вятского судебного округа придерживается подхода о недопустимости оспаривания отчета оценщика путем предъявления самостоятельного иска. Так, например, в одном из дел ФАС Волго-Вятского округа принял во внимание информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.05.2005 № 92 «О рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании оценки имущества, произведенной независимым оценщиком». Как разъяснено в абзаце 9 пункта 1 названного информационного письма судам следует учитывать, что в соответствии с Федеральным законом «Об исполнительном производстве» оценку имущества должника производит судебный пристав-исполнитель. Поэтому даже в том случае, когда для оценки имущества судебный пристав-исполнитель привлекал независимого оценщика, в судебном порядке может быть оспорено только постановление этого пристава-исполнителя, определяющее цену такого имущества.
Как показывает судебная практика, оспаривание достоверности величины стоимости объекта (объектов) оценки, определенной независимым оценщиком, путем предъявления самостоятельного иска возможно только в том случае, когда законом или иным нормативным актом предусмотрена обязательность такой величины для сторон сделки, государственного органа, должностного лица, органов управления юридического лица. В подтверждение этого можно привести недавнее постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (далее – ВАС РФ) от 27 июня 2011 года № 2419/11. Несмотря на то, что в деле возникал несколько иной вопрос, нежели рассматриваемый нами, тем не менее, правовая позиция ВАС РФ, а именно: оспаривание отчета оценщика путем предъявления самостоятельного иска возможно, если рыночная оценка является обязательной для сторон сделки - вполне применима к поставленной проблеме.
Итак, на сегодняшний день в судебной практике дан ответ на вопрос, какой же акт должен быть оспорен стороной (если рыночная оценка для сторон сделки необязательна) – это постановление судебного пристава-исполнителя.
Но каковы же истоки и в чем заключается практическое значение анализируемой проблемы?
Обращаясь в суд, заявитель возражает против неправильной (завышенной или заниженной), по его мнению, оценки имущества. И, казалось бы, ему неважно какой из актов оспорить, так как, по сути, он не согласен и с отчетом оценщика, и с постановлением пристава-исполнителя.
Решение проблемы объясняется, на наш взгляд, спецификой российской модели понимания основания иска, которая подразумевает под основанием иска как фактические обстоятельства, так и их правовую оценку. При этом и фактические обстоятельства, и их правовую оценку приводит сторона спора. В связи с этим на стороне спора лежит бремя выбора надлежащего способа защиты своего права. В случае, если сторона воспользуется ненадлежащим способом защиты (в нашем случае оспорит отчет оценщика) суд откажет в удовлетворении требования.
Напротив, в английской системе права основание иска составляют факты, а суд сам выбирает применимые к ним нормы права. В том случае, если бы в России придерживались данной модели, заявителю достаточно было бы не согласиться с оценкой имущества, а суд бы избрал подлежащие применению нормы и решил, какой из актов следует признать недействительными, не отказывая при этом удовлетворить требование заявителя по причине ненадлежащего способа защиты.
Бычихина С.А.,
начальник отдела анализа и обобщения судебной практики, законодательства и статистики