Вы здесь

09.07.2014

Кононов П.И. О совершенствовании и развитии концептуальных положений общей части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях / Материалы заседания «круглого стола» по теме: «Законодательство об административных правонарушениях: современное состояние и пути совершенствования», Государственная Дума РФ, 3 марта 2014 года

Практика применения судами и органами публичной администрации Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях 2001 года (далее - КоАП РФ), сформировавшаяся более чем за 10 лет, показывает, что многие содержащиеся в нем нормы нуждаются в пересмотре, уточнении и дополнении в целях их более четкого и однозначного понимания, разумной и эффективной реализации при привлечении физических и юридических лиц к административной ответственности. Речь, прежде всего, идет о более полной и определенной нормативной регламентации в КоАП РФ наиболее важных, концептуальных положений об административной ответственности и об административном правонарушении. К числу таких положений, требующих с учетом практики их применения пересмотра, уточнения или дополнения, на наш взгляд, относятся следующие нормы и юридические конструкции.

1. О наименовании КоАП РФ
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях необходимо переименовать и назвать Кодексом Российской Федерации об административной ответственности (КАО РФ). Такое предложение обусловливается тем, что основным, базовым понятием института административной ответственности является именно понятие «административная ответственность», а не понятие «административное правонарушение». Административное правонарушение - это лишь основание для применения к лицу мер административной ответственности. Если провести аналогию с уголовным правом, то кодекс, предусматривающий уголовную ответственность за преступления, именуется уголовным, исходя из вида юридической ответственности, а не кодексом о преступлениях, исходя из вида правонарушений, за совершение которых устанавливается уголовная ответственность.

2. По главе 1 КоАП РФ «Общие положения»
Главу 1 действующего КоАП РФ следует назвать «Основные начала законодательства об административной ответственности».
В указанной главе необходимо закрепить следующие содержащиеся в настоящее время в главе 1 действующего КоАП РФ, а также вновь сформулированные и переработанные основные положения об административной ответственности.
1. Сформулировать положение о том, что основанием привлечения лица к административной ответственности является совершение им административного правонарушения (новая норма по аналогии с нормой ст. 8 Уголовного кодекса Российской Федерации).
2. Закрепить следующие принципы применения административной ответственности:
1) законность привлечения к административной ответственности (ст.1.6 действующего КоАП РФ);
2) равенство лиц, привлекаемых к административной ответственности перед законом (ст.1.4 действующего КоАП РФ);
3) персонализация административной ответственности, то есть привлечение к административной ответственности того физического или юридического лица, которое непосредственно совершило противоправное действие (бездействие), образующее событие административного правонарушения (новая норма);
4) привлечение к административной ответственности только при наличии вины лица в совершении административного правонарушения (ст. 1.5 действующего КоАП РФ);
5) справедливость административной ответственности, то есть соответствие применяемых к лицу мер административной ответственности и иных мер административного принуждения характеру совершенного им административного правонарушения, обстоятельствам его совершения, личности виновного физического лица (новая норма по аналогии с нормой ст. 6 Уголовного кодекса Российской Федерации).
3. Предусмотреть правило, согласно которому все неустранимые сомнения, противоречия и неясности в правовых нормах, нарушение которых вменяется лицу, привлекаемому к административной ответственности, толкуются в пользу данного лица (новая норма по аналогии с ч.7 ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации).
4. Уточнить содержащееся в ч. 5 ст. 4.1 КоАП РФ правило о недопустимости повторного привлечения лица к административной ответственности, изложив его следующим образом: «Никакое физическое или юридическое лицо не может неоднократно нести административную ответственность за фактически совершенное им в конкретном месте и в конкретное время противоправное действие (бездействие), за которое оно уже было привлечено к административной ответственности с назначением административного наказания, независимо от того, по какой статье (части статьи) настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административной ответственности данное действие (бездействие) было квалифицировано в качестве административного правонарушения». Необходимость уточнения установленного в настоящее время ч. 5 ст. 4.1 КоАП РФ правила обусловлена тем, что в практике возникают ситуации, когда одно и то же лицо может быть привлечено дважды за одно и то же противоправное действие (бездействие), квалифицируемое по разным статьям (частям) Особенной части КоАП РФ. Таким образом, формально юридически оно привлекается к ответственности за разные правонарушения, а фактически за одно и то же деяние. В этой связи по существу в указанной ситуации лицо дважды несет административную ответственность за один и то же факт совершения противоправного действия (бездействия), что является недопустимым.
5. Уточнить содержащееся в ч. 2 ст. 1.7 КоАП РФ правило об обратной силе закона, смягчающего или отменяющего административную ответственность за административное правонарушение, а именно сформулировать его следующим образом: «Закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение, а равно закон или иной нормативный правовой акт, исключающий публично-правовые обязанность, ограничение или запрет, за несоблюдение которых лицо привлекается к административной ответственности, либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона, подзаконного нормативного правового акта в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено». Необходимость уточнения нормы ч. 2 ст. 1.7 КоАП РФ обусловлена тем, что на практике возникают ситуации, когда на стадии рассмотрения дела об административном правонарушении вступает в силу закон или иной нормативный правовой акт, исключающий публично-правовую обязанность лица, несоблюдение которой было вменено ему в вину и образовывало объективную сторону соответствующего административного правонарушения. Соответственно исключение указанной обязанности влечет на момент рассмотрения дела об административном правонарушении исключение объективной стороны состава административного правонарушения, а значит должно влечь и исключение административной ответственности лица.

3. По главе 2 КоАП РФ «Административное правонарушение и административная ответственность»
1. В главе 2 действующего КоАП РФ представляется необходимым в отдельных статьях сформулировать следующие понятия и административно-правовые конструкции.
1.1. Понятие административной ответственности, которое бы имело не теоретический, а прикладной, рабочий характер, было бы понятно правоприменителю и лицам, привлекаемым к административной ответственности. Возможен следующий вариант определения такого рабочего понятия административной ответственности:
«Административная ответственность заключается в применении компетентными органами исполнительной власти, иными органами публичной власти, созданными в соответствии с федеральным законом и законами субъектов Российской Федерации, их должностными лицами, судьями судов, созданных в соответствии с федеральным конституционным законом, предусмотренных настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации об административной ответственности мер административной ответственности (административных наказаний) к физическим и юридическим лицам, виновно совершившим административные правонарушения (новая норма).
1.2 Понятие административного правонарушения.
В данном понятии, на наш взгляд, следует раскрыть основные юридически значимые признаки административного правонарушения, которые не нашли отражения в определении административного правонарушения, содержащемся в ч. 1 ст. 2.1 действующего КоАП РФ. Предлагается следующая редакция определения указанного понятия:
«Административное правонарушение представляет собой противоправное, то есть противоречащее положениям действующего законодательства Российской Федерации, виновное действие (бездействие) персонифицированного физического или юридического лица, обладающего юридической способностью нести административную ответственность, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административной ответственности установлена административная ответственность (новая редакция нормы части 1 статьи 2.1 действующего КоАП РФ).
1.3 Понятие состава административного правонарушения.
Действующий КоАП РФ, в частности, ст. 24.5 данного кодекса использует понятие «состав административного правонарушения», однако само это понятие нормативно не сформулировано, элементы состава административного правонарушения, совокупность которых необходимо устанавливать при привлечении лица к административной ответственности, не определены. Понятие и элементы состава административного правонарушения предлагается раскрыть в КоАП РФ следующим образом.
«Состав административного правонарушения-совокупность обязательных объективных и субъективных признаков (элементов), в совокупности подтверждающих фактическое наличие административного правонарушения.
К числу обязательных признаков (элементов) состава любого административного правонарушения относятся:
а) объект административного правонарушения- охраняемые мерами административной ответственности правоотношения, урегулированные различными материальными отраслями права;
б) объективная сторона административного правонарушения-совокупность признаков, характеризующих внешнюю сторону противоправного поведения лица, и свидетельствующих о наличии в данном поведении нарушающего нормы права посягательства на охраняемый мерами административной ответственности объект (противоправное действие (бездействие); негативные последствия противоправного действия (бездействия); причинная связь между противоправным действием (бездействием) и наступившими негативными последствиями; время, место, способ, обстановка и иные юридически значимые обстоятельства совершения противоправного действия (бездействия);
в) субъект административного правонарушения- физическое или юридическое лицо, совершившие противоправное действие (бездействие) и юридически способные нести за его совершение административную ответственность;
г) субъективная сторона административного правонарушения- совокупность признаков, характеризующих внутреннюю сторону противоправного поведения лица, и свидетельствующих о его субъективном (личностном (психическом), организационно-деятельностном) отношении к такому поведению».
1.4 Юридические конструкции административной ответственности отдельных категорий субъектов (обычных физических лиц (граждан), граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, должностных лиц, юридических лиц), позволяющие индивидуализировать их в качестве субъектов административных правонарушений, четко выделить особенности привлечения их к такой ответственности.

Административная ответственность физических лиц (граждан)
В настоящее время в главе 2 КоАП РФ вообще не определены общие правовые основы административной ответственности физических лиц (граждан), не обладающих каким-либо специальным правовым статусом. В целях восполнения данного пробела предлагается вывести общую формулу административной ответственности граждан и внести в главу 2 КоАП РФ соответствующие дополнения, которые могут сформулированы следующим образом.
1) Статья «Административная ответственность физических лиц (граждан)» (новая норма).
Часть 1. Физическое лицо (гражданин) подлежит привлечению к административной ответственности за совершенное непосредственно им противоправное действие (бездействие), заключающееся в неисполнении (ненадлежащем исполнении) возложенных на него как на физическое лицо (гражданина) законом, иными нормативными правовыми актами публично-правовых обязанностей, несоблюдении установленных в отношении него законом или иными нормативными правовыми актами публично-правовых запретов и ограничений, образующее объективную сторону административного правонарушения, при условии достижения им к моменту совершения указанного действия (бездействия) возраста шестнадцати лет и установления вины в его совершении в форме умысла или неосторожности.
Часть 2.- сформулировать понятие умышленной вины (ч. 1 ст. 2.2 действующего КоАП РФ).
Часть 3.- сформулировать понятие неосторожной вины (ч. 2 ст. 2.2 действующего КоАП РФ).

Административная ответственность граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица
В соответствии с нормами действующего КоАП РФ граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели), могут быть привлечены к административной ответственности в качестве субъектов трех видов: собственно индивидуальных предпринимателей (например, ч. 4 ст. 14.1, ст. 14.1.2, ст. 14.4 КоАП РФ), должностных лиц (общее правило примечания к ст. 2.4 КоАП РФ) и юридических лиц (примечание к ст. 18.1 КоАП РФ). Данный подход законодателя представляется непоследовательным и избирательным. В целях устранения указанной непоследовательности и обеспечения единообразных правовых подходов при привлечении индивидуальных предпринимателей к административной ответственности полагаем необходимым выделить индивидуальных предпринимателей в качестве самостоятельной категории специальных субъектов административной ответственности наряду с гражданами, должностными и юридическими лицами. Это позволит, во-первых, нормативно закрепить особенности административной ответственности индивидуальных предпринимателей, во-вторых, четко отграничить должностных лиц органов публичной власти и иных организаций как их служащих (работников) от индивидуальных предпринимателей как самостоятельных не состоящих в штате какой-либо организации субъектов.
С учетом вышеизложенного в рамках отдельной статьи главы 2 КоАП РФ следует определить формулу административной ответственности индивидуального предпринимателя как специального субъекта административного правонарушения. Соответствующая норма может быть сформулирована, с нашей точки зрения, следующим образом:
«Статья «Административная ответственность граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальный предприниматель) подлежит привлечению к административной ответственности за совершенное при осуществлении предпринимательской деятельности непосредственно им или действующими от его имени физическими лицами (работниками, исполнителями) противоправное действие (бездействие), заключающееся в неисполнении (ненадлежащем исполнении) возложенных на него как на гражданина, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, законом, иными нормативными правовыми актами публично-правовых обязанностей, несоблюдении установленных в отношении него законом, иными нормативными правовыми актами, нормативными документами публично-правовых запретов и ограничений, образующее объективную сторону административного правонарушения, при условии установления его вины в совершении данного правонарушения в форме умысла или неосторожности»

Административная ответственность должностных лиц
При определении основных подходов к установлению правил административной ответственности должностных лиц, на наш взгляд, необходимо исходить из следующего.
1. К числу должностных лиц как субъектов административных правонарушений следует относить не только лиц, замещающих соответствующие должности в государственных органах, органах местного самоуправления, иных государственных и муниципальных организациях, но и лиц, замещающих руководящие должности или выполняющих организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в негосударственных и немуниципальных организациях. Такой подход уже давно поддержан федеральным законодателем и во многих федеральных законах, например, в Федеральном законе от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» к должностным лицам относятся руководители и иные работники юридических лиц, в том числе не являющихся государственными или муниципальными, выполняющие указанные выше функции.
2. В нормах Особенной части КоАП РФ, предусматривающих административную ответственность должностных лиц, необходимо конкретизировать категории должностных лиц, которые могут быть признаны субъектами соответствующих административных правонарушений по признаку осуществления общего руководства организацией (руководители организаций) либо по признаку ответственности за соблюдение определенных правил и норм (должностные лица, ответственные за соблюдение обязательных требований, например требований пожарной безопасности).
Общие положения об административной ответственности должностных лиц могут быть сформулированы в главе 2 КоАП РФ следующим образом.
Статья «Административная ответственность должностных лиц» (новая редакция ст. 2.4 действующего КоАП РФ).
Часть 1. Должностное лицо подлежит привлечению к административной ответственности за совершенное как непосредственно им, так и находящимися в его организационно-служебном подчинении физическими лицами (служащими, работниками) противоправное действие (бездействие), заключающееся в неисполнении (ненадлежащем исполнении) возложенных на него как на должностное лицо законом, иными нормативными правовыми актами, нормативными документами публично-правовых должностных (функциональных) обязанностей, несоблюдении установленных в отношении него законом, иными нормативными правовыми актами, нормативными документами публично-правовых запретов и ограничений, образующее объективную сторону административного правонарушения, при установлении его вины в совершении указанного действия (бездействия) в форме умысла или неосторожности.
Часть 2. При привлечении к административной ответственности к должностным лицам как субъектам административных правонарушений приравниваются члены коллегиальных органов, наделенных публично-правовыми функциями и властно-публичными полномочиями, члены коллегиальных органов управления организаций.
Примечание: Под должностным лицом как субъектом административного правонарушения в настоящем Кодексе следует понимать физическое лицо, постоянно, временно или в соответствии с со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя публичной власти, то есть наделенное в установленном законом порядке властными распорядительными и (или) принудительными полномочиями в отношении физических и юридических лиц, не находящихся в организационно-служебной зависимости от него, а равно физическое лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских (специальных) формированиях Российской Федерации, иных государственных и негосударственных организациях, наделенное властными распорядительными полномочиями в отношении служащих (работников) указанных органов и организаций, и ответственное в силу замещаемой должности и (или) выполняемых функций за обеспечение соблюдения публичных правил и норм, нарушение которых образует объективную сторону административного правонарушения.

Административная ответственность юридических лиц
При определении основных подходов к установлению правил административной ответственности юридических лиц представляется необходимым исходить из следующего.
1. В действующем КоАП РФ не определено понятие юридического лица как субъекта административного правонарушения. С нашей точки зрения, под юридическим лицом как субъектом административного правонарушения должна пониматься коммерческая или некоммерческая организация, обладающая признаками юридического лица, предусмотренными Гражданским кодексом Российской Федерации. Данное определение и следует закрепить в главе 2 КоАП РФ. На наш взгляд, отсутствует необходимость во введении в КоАП РФ специального понятия юридического лица как субъекта административного правонарушения, в том числе понятия юридического лица публичного права, поскольку публично-правовые обязанности, публично-правовые запреты и ограничения, за неисполнение (несоблюдение) которых предусмотрена административная ответственность, могут быть установлены как в отношении частных, так и в отношении публичных организаций. В этой связи деление всех юридических лиц на частные и публичные в рамках правоотношений по привлечению их к административной ответственности не имеет юридического значения. Вместе с тем такой подход не означает, что в КоАП РФ не следует определять особенности административной ответственности юридических лиц по отношению к гражданам и должностным лицам.
2. Необходимо исключить из числа юридических лиц как субъектов административной ответственности государственные органы и органы местного самоуправления, совершившие противоправные действия (бездействие), образующие объективную сторону соответствующих административных правонарушений, не в ходе финансово-хозяйственной деятельности в качестве юридических лиц, а в процессе осуществления внешней публично-властной деятельности в качестве властвующих субъектов. В указанных случаях к административной ответственности должны привлекаться публичные должностные лица, действующие от имени государственных органов и органов местного самоуправления.
3. В КоАП РФ необходимо провести четкое разграничение оснований и правил привлечения к административной ответственности юридических лиц и их должностных лиц (руководителей и иных работников юридических лиц). При этом следует исходить из того, что юридическое лицо подлежит привлечению к административной ответственности за неисполнение (ненадлежащее исполнение) публично-правовых обязанностей, несоблюдение публично-правовых запретов, установленных законом или иным нормативным правовым актом именно в отношении юридических лиц, а не в отношении должностных лиц различных категорий. Например, если обязанность по получению лицензии или иного специального разрешения возложена законом на юридическое лицо, то к административной ответственности за осуществление соответствующей деятельности без лицензии или с нарушением условий выданной лицензии должно привлекаться юридическое лицо, а не его руководитель или иное должностное лицо данного юридического лица. В то же время за нарушение требований пожарной безопасности, обязанность по соблюдению которых возложена Правилами противопожарного режима в Российской Федерации на руководителя организации, например требования о прохождении специального обучения, юридическое лицо не может быть привлечено к административной ответственности. Субъектом ответственности в данном случае может выступать только руководитель юридического лица. С учетом такого подхода из КоАП РФ подлежит исключению норма ч. 3 ст. 2.1 данного кодекса, допускающая возможность привлечения к административной ответственности за совершение одного и того же противоправного действия (бездействия) как юридического лица, так и его должностных лиц.
4. При установлении правил определения вины юридического лица в совершении административного правонарушения необходимо исходить из недопустимости использования в рамках публичных административных правоотношений гражданско-правовой конструкции вины юридического лица. В частности, нельзя руководствоваться правилом, согласно которому юридическое лицо во всех случаях отвечает за действия своих работников. Не подлежит применению и правило, согласно которому юридическое лицо обязано доказать наличие обстоятельств, исключающих его ответственность. Обязанность по установлению и доказыванию вины юридического лица в совершении административного правонарушения должна возлагаться на орган, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об этом правонарушении.
С учетом сказанного выше и с учетом практики применения ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ подлежит уточнению юридическая конструкция привлечения юридического лица к административной ответственности. Общие положения об административной ответственности юридических лиц могут быть сформулированы в главе 2 КоАП РФ следующим образом.
1. Юридическое лицо подлежит привлечению к административной ответственности за совершенное им или отдельными его работниками (сотрудниками) противоправное действие (бездействие), заключающееся в неисполнении (ненадлежащем исполнении) возложенных на него как на юридическое лицо законом, иными нормативными правовыми актами, нормативными документами публично-правовых обязанностей, несоблюдении установленных в отношении него законом, иными нормативными правовыми актами, нормативными документами публично-правовых запретов и ограничений, образующее объективную сторону административного правонарушения, при установлении его вины в совершении указанного действия (бездействия).
Юридическое лицо не может нести административную ответственность за противоправное действие (бездействие), связанное с неисполнением или ненадлежащим исполнением публично-правовых обязанностей, возложенных законом или иным нормативным правовым актом не на юридических, а на физических лиц, в том числе должностных лиц, а равно с несоблюдением указанными лицами установленных в отношении них законом или иным нормативным правовым актом публично-правовых запретов и ограничений.
2. Юридические лицо подлежит привлечению к административной ответственности за совершенное им административное правонарушение независимо от места его нахождения, организационно-правовой формы, подчиненности и других не связанных с совершением противоправного действия (бездействия) обстоятельств. Юридическое лицо несет административную ответственность и за административные правонарушения, фактически совершенные его филиалами, представительствами и другими обособленными подразделениями, расположенными вне места нахождения юридического лица.
3. В случае установления в действии (бездействии), совершенном от имени государственного органа или органа местного самоуправления, обладающего статусом юридического лица, в процессе осуществления возложенных на него публичных функций и реализации предоставленных ему публичных полномочий признаков объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного Особенной частью настоящего Кодекса или законом субъекта Российской Федерации об административной ответственности, данный орган не подлежит привлечению к административной ответственности как юридическое лицо. В указанном случае привлечению к административной ответственности подлежат действующие от имени названного органа должностные лица, непосредственно совершившие соответствующее противоправное действие (бездействие).
4. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если компетентным органом, должностным лицом, судьей при рассмотрении дела об этом правонарушении будет установлено, что данным юридическим лицом не были приняты все зависящие от него меры организационно-распорядительного, финансового или материально-технического характера, направленные на обеспечение надлежащего исполнения возложенных на него как на юридическое лицо публично-правовых обязанностей, соблюдения установленных в отношении него публично-правовых запретов и ограничений. Если, несмотря на принятие юридическим лицом указанных мер, противоправное действие (бездействие), образующее объективную сторону административного правонарушения, было допущено в силу наличия в момент его совершения обстоятельств, препятствующих исполнению соответствующих обязанностей, соблюдению соответствующих запретов и ограничений, повлиять на действие которых юридическое лицо не имело возможности, данное лицо не может быть признано виновным в совершении административного правонарушения. Некоторые из таких обстоятельств, по нашему мнению, могут быть названы в КоАП РФ. В частности, представляется, что к числу обстоятельств, исключающих виновность юридического лица в совершении административного правонарушения, законодателю необходимо отнести такие обстоятельства, как отсутствие у юридического лица, полностью финансируемого из государственного или муниципального бюджета, денежных средств, необходимых и достаточных для обеспечения соблюдения обязательных требований законодательства при условии, что им были приняты все зависящие от него меры по их получению; незаконное бездействие органа или должностного лица публичной власти, допущенное в отношении юридическое лица, повлекшее невозможность соблюдения им соответствующих требований законодательства (нерассмотрение или несвоевременное рассмотрение заявления, отказ в принятии решения, предоставлении необходимого документа, информации и т.п.).

Исключение административной ответственности лица и освобождение лица от административной ответственности
Помимо определенных главой 2 действующего КоАП РФ оснований для исключения административной ответственности лица и освобождения лица от административной ответственности, таких как, крайняя необходимость, невменяемость лица, малозначительность совершенного административного правонарушения, представляется необходимым предусмотреть возможность освобождения лица от административной ответственности по основанию, аналогичному институту деятельного раскаяния в уголовном праве (ст. 75 Уголовного кодекса Российской Федерации). В частности, в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей могут быть установлены следующие основания и правила освобождения от административной ответственности за совершенные ими административные правонарушения, выявленные в ходе проведения мероприятий по государственному контролю (надзору).
1. При выявлении органом государственного контроля (надзора) или органом муниципального контроля в ходе проведения проверки нарушений действующего законодательства в деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя, данным лицам выдается обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений в рамках определенного срока без привлечения их к административной ответственности за совершение названных нарушений. Действие данного правила не должно распространяться на случаи совершения таких нарушений законодательства, которые повлекли причинение имущественного ущерба, вреда здоровью людей, загрязнение окружающей среды, возникновение иных чрезвычайных ситуаций либо создали реальную угрозу наступления указанных последствий.
2. В случае неустранения в установленный предписанием срок выявленных в ходе проверки нарушений действующего законодательства уполномоченный орган государственного контроля (надзора) или орган муниципального контроля возбуждает в отношении юридического лица или индивидуального предпринимателя дело о соответствующем административном правонарушении и привлекает его к административной ответственности в порядке, предусмотренном КоАП РФ. Кроме того, в данном случае лицо подлежит привлечению к административной ответственности и за неисполнение выданного ему предписания.
3. В период действия выданного юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю предписания течение предусмотренного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения его к административной ответственности за соответствующие административные правонарушения приостанавливается.
Указанные предложения согласуются с существующими в ряде европейских государств, в частности в Германии и Чехии правилами применения административно-правовых санкций в отношении юридических лиц.
Кроме того, возможно также установление в КоАП РФ правила, применяющегося в настоящее время во Франции и в государствах Бенилюкс, согласно которому юридическое лицо и индивидуальный предприниматель освобождаются от административной ответственности за нарушение обязательных требований, если они добровольно до проведения в отношении них компетентными органами государственного контроля (надзора) или муниципального контроля проверки официально заявят о наличии таких нарушений и примут необходимые меры к их оперативному устранению.
С учетом складывающейся на основе соответствующих постановлений Конституционного Суда Российской Федерации судебной практики, безусловно, требует закрепления в Общей части КоАП РФ и правило о возможности снижения судом размера административного наказания ниже минимального предела, предусмотренного нормой Особенной части данного кодекса за совершение конкретного административного правонарушения.