Вы здесь

08.06.2007

Конкурсные страдания. / «Профессионал» (еженедельная деловая газета Ивановской области), № 22, 08.06.2007

Проведение конкурсов и аукционов традиционно является поводом для высказывания претензий их участников друг к другу, конкурсным комиссиям и заказчикам. Нешуточные усилия, предпринятые областным руководством для наведения порядка в этой сфере, принесли, по словам его представителей, свои положительные плоды. Однако проблема остается актуальной и поныне.

Подтверждением тому могут служить хотя бы две оказавшиеся на всеобщем слуху истории с нарушениями, допущенными, по заключению Управления федеральной антимонопольной службы, при размещении муниципального заказа в Иванове и Заволжском районе. Напомним, что в последнем случае Ивановское УФАС, проверяя жалобу ООО «Медфарм», не допущенного к конкурсу («по причине несоответствия требованиям конкурсной документации») на поставку детских молочных смесей на 2007 год в Заволжском районе, причин для отклонения заявки не усмотрела. Конкурсной комиссии Заволжского района было предписано допустить ООО «Медфарм» к участию в открытом конкурсе и пересмотреть его результаты. Однако выяснилось, что муниципальный контракт уже заключен. В результате УФАС подало иск в Арбитражный суд, который признал недействительными и контракт на 717 тыс. рублей, и сам конкурс.

Впрочем, приходится признать, что действия антимонопольщиков по предотвращению нарушений законодательства далеко не всегда увенчиваются подобным успехом. Скажем, в случае с ивановской мэрией, пытавшейся, как заключило УФАС, закупить детское питание по максимальной цене, нарушив тем самым федеральный закон «О защите конкуренции», история, что называется, еще только начинается. Мэрия настаивает, что никаких нарушений со стороны конкурсной комиссии допущено не было, а ООО «ТК Спика-2000» было признано победителем, так как предложенные им условия оказались наиболее выгодными для муниципалитета. И теперь мэрия обжалует решение УФАС все в том же арбитражном суде, а составлять прогнозы о возможном исходе дела не берется никто. Хотя в практике антимонопольщиков уже встречались случаи, когда, несмотря на длительные судебные разбирательства, «победа» оставалась за ними. Так, в августе прошлого года УФАС рассмотрело жалобу ООО «ИвПромСтрой» на действия конкурсной комиссии ГУ «Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации» (ГУ ОПФ РФ) в Заволжском районе. В итоге конкурсной комиссии было предложено отменить результаты открытого конкурса на выполнение капитального ремонта административного здания. Конкурсная комиссия исполнила предписание, и, как следствие, контракт с победителем конкурса (ООО «С.Е.М.Строй») заключен не был. ООО «С.Е.М. Строй» подало исковое заявление в Арбитражный суд Ивановской области о понуждении ГУ ОПФ РФ в Заволжском районе Ивановской области (далее - заказчик) к заключению государственного контракта. Арбитражный суд Ивановской области удовлетворил исковые требования. Ивановское УФАС России обжаловало решение суда первой инстанции. 27 марта 2007 года Второй арбитражный апелляционный суд вынес решение, в соответствии с которым решение суда первой инстанции было отменено. По делу был принят новый судебный акт, которым апелляционный суд отказал ООО «С.Е.М.Строй» в удовлетворении исковых требований.

Тем не менее подобная победность почему-то мало успокаивает участников конкурсов, считающих себя несправедливо обиженными. Хотя бы потому, что после заключения контракта жалобщику, даже если его жалоба была признана обоснованной, чаще всего приходится оставаться ни с чем. Либо идти до конца, отстаивая свою правоту в суде самостоятельно. Однако в большинстве случаев участники конкурсов предпочитают не доходить до открытого конфликта с госзаказчиками, поскольку чаще всего называемую в таких случаях претензию - «заточку» условий конкурса под конкретного участника - доказать не так-то легко. Слишком много в этом вопросе наблюдается трудно уловимых юридических и, по признанию руководителей ряда фирм, даже подковерных нюансов. В результате после обмена реляциями и предварительных «консультационных» звонков заказчик, чувствуя, что составленные конкурсные условия принесут в дальнейшем массу хлопот, может просто отменить проведение конкурса.

Впрочем, в пресс-службе УФАС признают, что во многих случаях претензии жалобщиков носят «субъективный характер». Так, из 28 жалоб, поступивших в УФАС с начала 2007 года, нарушения были выявлены лишь в 6 случаях. Примечательно, что, согласно вступившим 25 апреля этого года в силу изменениям в федеральный закон «О размещении заказов», заказчик не имеет права заключать контракт с победителем в течение 10 дней после размещения на официальном сайте протокола о результатах конкурса. Жалоба участника конкурса на действия конкурсной, котировочной комиссий, представленная в контролирующие органы, должна быть рассмотрена в течение 5 рабочих дней. Однако практика показывает, что ни 10 дней, ни тем более пяти для вынесения решения в ряде сложных случаев оказывается недостаточно.

Вместе с тем руководитель областного департамента конкурсов и аукционов (созданного в начале 2006 года специально для прекращения практики «откатов» во время проведения конкурсов и аукционов) Александр Стофорандов публично признавал, что госзаказчики (в регионе их насчитывается уже более 230) нередко составляют конкурсную документацию под определенного поставщика, колеблясь в своей работе между «умыслом» и некомпетентностью. Причем эту точку зрения, судя по всему, разделяет и губернатор Михаил Мень, требовавший от чиновников честности хотя бы с учетом произошедшего незадолго до этого нашумевшего повышения чиновничьих зарплат.

Остается признать, что в большинстве случаев успешность разрешения спорных ситуаций с заказчиками для фирм-поставщиков, участвующих в конкурсе, зависит от дипломатических способностей их руководства и профессионализма юридических отделов. Тогда как делавшиеся ранее начальником департамента конкурсов и аукционов заявления о достигнутой прозрачности и открытости конкурсных процедур по-прежнему относятся к области желаемого.

Никита ИВАНОВ.
Источник/автор: «Профессионал», № 22, 08.06.2007
8 июня 2007 г.