Вы здесь

Часто задаваемые вопросы

Противодействие коррупции – деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий ( пункт 2 статьи 1 Федерального закона от 25.12.2008 №272-ФЗ «О противодействии коррупции»):
а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);
б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);
в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Предупреждение коррупции – деятельность организации, направленная на введение элементов корпоративной культуры, организационной структуры, правил и процедур, регламентированных внутренними нормативными документами, обеспечивающих недопущение коррупционных правонарушений.

Взятка – получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичное международной организации лично или через посредника денег, ценных бумаг, иного имущества либо в виде незаконного оказания ему услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо если оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе.

Коммерческий подкуп – незаконные передача лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставление иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением (часть 1 статьи 204 Уголовного кодекса Российской Федерации).

Под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должнось, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).

Под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) государственным служащим и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми государственный служащий и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.

Вопрос: Что такое коррупция?
Ответ: Коррупция – это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами. Коррупцией также является совершение перечисленных деяний от имени или в интересах юридического лица (пункт 1 статьи 1 Федерального закона от 25.12.2008 №272-ФЗ «О противодействии коррупции»).

Вопрос: Что такое конфликт интересов на государственной службе?
Ответ: В соответствии с Федеральным закономот 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» конфликт интересов – это ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) государственного служащего влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью государственного служащего и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства.

Вопрос: Что относится к источникам доходов государственного гражданского служащего (претендента на вакантную должность государственной службы), полученных им за отчетный период?
Ответ: Доход по основному месту работы, от педагогической, научной и иной творческой деятельности, доход от вкладов в банках и иных кредитных организациях, доход от ценных бумаг и долей участия в коммерческих организациях, иные доходы (пенсии, пособия, доход от продажи движимого (недвижимого) имущества и др.).

Вопрос: Необходимо ли при заполнении справок о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в подразделе 2.2 «Транспортные средства» раздела 2 «Сведения об имуществе» указывать автомобиль, находящийся в угоне?
Ответ: В данном подразделе указываются сведения о транспортных средствах, принадлежащих государственному гражданскому служащему (претенденту) на праве собственности на отчетную дату, а также следует перечислить все транспортные средства, по которым зарегистрировано право собственности, включая находящиеся в угоне, полностью негодные к эксплуатации и т.п. Источником сведений о транспортных средствах, необходимых для заполнения данного подраздела, являются паспорта, регистрационные свидетельства транспортных средств, самоходных машин и других видов техники, выданных в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ подразделениями Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации и органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации.

Вопрос: Вправе ли государственный гражданский служащий выполнять иную оплачиваемую работу?
Ответ: В соответствии с частью 2 статьи 14 Федерального закона от 27.07.2004 № 79 «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданский служащий вправе с предварительным уведомлением представителя нанимателя выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов. Уведомительный порядок направления государственным служащим представителю нанимателя информации о намерении осуществлять иную оплачиваемую работу не требует получения согласия представителя нанимателя. Представитель нанимателя не вправе запретить государственному гражданскому служащему выполнять иную оплачиваемую работу.
Вместе с тем, в случае возникновения у государственного гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, государственный гражданский служащий обязан проинформировать об этом представителя нанимателя и непосредственного начальника в письменной форме. Определение степени своей личной заинтересованности, являющейся квалифицирующим признаком возникновения конфликта интересов, остается ответственностью самого государственного гражданского служащего со всеми вытекающими из этого юридическими последствиями. При наличии конфликта интересов или возможности его возникновения государственному гражданскому служащему рекомендуется отказаться от предложений о выполнении иной оплачиваемой работы в организации, в отношении которой государственный гражданский служащий осуществляет отдельные функции государственного управления.
В случае если государственный гражданский служащий самостоятельно не предпринял мер по урегулированию конфликта интересов, представителю нанимателя рекомендуется отстранить государственного гражданского служащего от исполнения должностных (служебных) обязанностей в отношении организации, в которой государственный гражданский служащий или его родственники выполняют иную оплачиваемую работу.

Вопрос: Если государственный гражданский служащий обнаружил, что в представленных им сведениях о полученных им доходах, об имуществе, принадлежавшем ему на праве собственности, и об их обязательствах имущественного характера не отражена или не полностью отражена какая-либо информация или имеются ошибки, имеет ли он право и в какой срок представить уточненные сведения?
Ответ: Государственный гражданский служащий вправе представить уточненные сведения. При представлении уточненных сведений государственным гражданским служащим данный факт может быть рассмотрен на комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов (протокол совещания в Минздравсоцразвития России от 15.02.2011 № 4/17/16а).

Вопрос: Государственный гражданский служащий находится в браке, но проживает с супругой отдельно и не владеет сведениями о ее доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. Обязан ли он в этом случае подавать сведения на свою супругу?
Ответ: В случае если государственный гражданский служащий не имеет возможности представлять точные сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) в связи с объективными причинами, то он представляет данные сведения на основе имеющейся у него информации. Данный факт подлежит рассмотрению на комиссии для выявления обстоятельств, по причине которых предоставить соответствующие сведения не представляется возможным (протокол совещания в Минздравсоцразвития России от 15.02.2011 № 4/17/16а).

Вопрос: Если по состоянию на отчетную дату государственный гражданский служащий (претендент на замещение должности государственной гражданской службы) с семьей проживает в квартире (доме, даче), которая не принадлежит ему или членам его семьи на праве собственности или на праве нанимателя без заключения договора аренды, безвозмездного пользования или социального найма, нужно ли указывать ее в сведениях о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера?
Ответ: Подлежат указанию сведения о жилой площади квартиры (дома, дачи), находящейся в фактическом пользовании государственного гражданского служащего (претендента) и членов его семьи (разъяснения Минтруда России от 05.10.2012 «Обзор проблемных вопросов, возникающих при заполнении справок о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера»).

Вопрос: Обязан ли государственный гражданский служащий (претендент) представить в кадровую службу справку о доходах своей супруги (супруга), если она (он) является государственным гражданским служащим и уже представил(а) справку о доходах по месту своей работы?
Ответ: Представление супругой государственного гражданского служащего (претендента) соответствующей справки по месту своей работы не освобождает гражданского служащего (претендента) от обязанности представить представителю нанимателя сведения о ее доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

Вопрос: Обязан ли государственный гражданский служащий представить в кадровую службу работодателя справку о доходах ребенка, если последний достиг совершеннолетнего возраста в году, за который предоставляются сведения?
Ответ: Нет, не требуется.