Вы здесь

Историческая справка

Содержание  

Глава 3. АРБИТРАЖНЫЕ ОРГАНЫ В СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД (продолжение)
(по материалам книг «Экономическое правосудие. Россия, Вятка, Киров» (Киров, 2012) и «Апелляция в экономическом правосудии. Россия, Вятка, Киров» (Киров, 2016))



СИСТЕМА ОБЖАЛОВАНИЯ ПОСЛЕ 1917 ГОДА


Вместе с упразднением судов после революции исчезла и апелляция как инстанция в процедуре обжалования судебных актов.
В соответствии с декретом «О суде» № 1 (статья 2), а также согласно Декрету от 22 февраля (7 марта) 1918 г. № 2 «О суде» (статьи 1, 4 и 6) вместо мировых судей вводились местные народные суды, а для дел, превышающих подсудность указанных судов, образовывались окружные народные суды. Оба декрета указывали на отмену обжалования решений местных и окружных народных судов в апелляционном порядке, однако допускали кассацию. Второй декрет учреждал в целях единообразия кассационной практики «верховный судебный контроль».
Впоследствии декретами от 21 октября 1920 г. «Положение о Народном Суде Российской Социалистической Федеративной Советской Республики» и от 10 марта 1921 г. «Положение о высшем судебном контроле» были введены в том числе для гражданских дел в качестве первой инстанции - районные народные суды, в качестве кассационной инстанции - губернские советы народных судей. Право высшего контроля над решениями означенных органов закреплялось за Народным комиссариатом юстиции РСФСР, то есть была сформирована и надзорная инстанция.
В советской науке постреволюционная судебная реформа объяснялась установлением новых общественно-экономических отношений и необходимостью упрощения судебного производства.
Так, в работах Д.И.Курского указывалось, что «сама сфера гражданских споров суживается с каждым днем по мере изъятия из частного оборота средств производства и обмена, уничтожения кредитных сделок. <.> И это еще более делает ненужным ту работу, поистине египетскую, какую требовали гражданские процессы отмененных судов. <...> Создав единый народный суд взамен бесконечного ряда прежних судов различного устройства со множеством инстанций, Советская власть упростила устройство суда, сделав его абсолютно доступным для населения и устранив всякую волокиту в ведении дел» (Курский Д.И. Пролетарское право //Избранные речи и статьи. М., 1958).
В первом издании Большой Советской Энциклопедии отмечалось, что «советский процесс не знает института апелляционного обжалования по совершенно понятным и давно в современной теории процесса выдвигаемым процессуально-политическим практическим соображениям. Апелляционный суд не только не дает никаких гарантий, что новый приговор будет лучше старого, а, наоборот, уменьшает гарантии, установленные для суда первой инстанции (дальность расстояния, ограничение непосредственности и т.д.). Самое установление апелляционного пересмотра судебных приговоров доказывает официальное недоверие государства к судам первой инстанции. В советском суде, где пересмотр основан на внутреннем убеждении судьи, не может быть апелляционного пересмотра дел» (Большая Советская Энциклопедия /Гл. ред. О.Ю.Шмидт. Том 3. М., 1926).

  • Гражданский процессуальный кодекс РСФСР
    (1923 г.)
В дальнейшем приведенные основы проверочных производств в гражданском процессе - «советская кассация» и «советский надзор», как указывается в исследовании Е.А.Борисовой «Апелляция, кассация, надзор по гражданским делам» (М., 2016), своеобразные, не имеющие аналогов в мировой юридической практике, - получили закрепление в гражданских процессуальных кодексах РСФСР 1923 г. и 1964 г.
Отказ от специализированных судов и от апелляционного обжалования в советский период сначала привел к полному упразднению этих институтов, но объективная необходимость их существования взяла свое, постепенно они стали возрождаться, правда, в иных формах.

В первые годы после Октябрьской революции коммерческие суды «оказались не удел». В условиях слаборазвитых товарно-денежных отношений и политики военного коммунизма судебные споры между государственными предприятиями и учреждениями исключались, на что прямо указывалось в статье 15 Декрета № 2 «О суде»: судебные иски между разными казенными учреждениями не допускаются. Возникающие между ними разногласия разрешались в административном порядке вышестоящими органами управления.
Отдельные споры между организациями разрешались в губернских экономических совещаниях, к основным полномочиям которых были отнесены меры по проведению новой экономической политики советского государства.
Необходимость в органе специальной юрисдикции по разрешению споров между предприятиями и организациями появилась в связи с проведением новой экономической политики, развитием хозяйственных отношений и, как следствие, возникновением хозяйственных споров. Так были созданы арбитражные комиссии, ставшие по замечанию А.С.Смыкалина (История судебной системы России. М., 2010), «прообразом будущих арбитражных судов».
В регионах (губерниях, автономных областях) функционировали местные арбитражные комиссии. Вышестоящей для них была Высшая арбитражная комиссия, расположенная в Москве.

  • Фрагмент Положения о порядке разрешения имущественных споров между государственными учреждениями и предприятиями
    (1922 г.)
При этом в отношении решений местных арбитражных комиссий устанавливалась сила судебных решений. Право на обжалование (но лишь при определенной цене иска) допускалось до вступления в законную силу в двухнедельный срок в Высшую арбитражную комиссию. Последняя могла отменить, изменить обжалованное решение или передать дело на новое рассмотрение другой местной арбитражной комиссии. Решения Высшей арбитражной комиссии в качестве второй инстанции являлись окончательными, но могли быть пересмотрены в порядке надзора органом, при котором указанная комиссия создавалась (по Декрету 1922 г. - Совет Труда и Обороны (СТО) РСФСР, по Декрету 1925 г. - Экономическое Совещание РСФСР).

Предыдущая страницаСледующая страница