Вы здесь

Историческая справка

Содержание  

Глава 5. Развитие законодательства в 2005-2016 гг. и его влияние на экономическое правосудие (продолжение)
(по материалам книги «Апелляция в экономическом правосудии. Россия, Вятка, Киров». – Киров, 2016.)



ИЗМЕНЕНИЯ СУДОУСТРОЙСТВА


За время работы Второго арбитражного апелляционного суда претерпел изменения Федеральный конституционный закон от 28.04.1995 № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации», что сказалось на системе арбитражного судопроизводства и на самой работе арбитражных судов.
6 декабря 2011 г. Президентом РФ был подписан Федеральный конституционный закон № 4-ФКЗ, которым внесены изменения в закон об арбитражных судах. В России был учрежден первый специализированный арбитражный суд - Суд по интеллектуальным правам, который начал свою работу в Москве в июле 2013 г.
Каковы же мотивы его создания?
В первую очередь, Суд по интеллектуальным правам был создан для того, чтобы повысить эффективность рассмотрения споров в сфере интеллектуальной собственности, поскольку эти споры отличаются достаточной сложностью и требуют специальных познаний. Кроме того, нужно было обеспечить единообразие судебной практики в этой сфере.
Правовой статус Суда по интеллектуальным правам уникален - он одновременно является судом первой и кассационной инстанций. В качестве суда кассационной инстанции это суд пересматривает рассмотренные им же по первой инстанции дела, а также дела, рассмотренные арбитражными судами субъектов РФ и арбитражными апелляционными судами.
Приступив к отправлению правосудия 3 июля 2013 г., Суд по интеллектуальным правам за 2,5 года пересмотрел 40 судебных актов Второго арбитражного апелляционного суда и посчитал нужным отменить семь из них, что составило 3,9% от рассмотренных Вторым арбитражным апелляционным судом дел по этой категории. Всего за этот период Судом по интеллектуальным правам отменено 8,9% судебных актов арбитражных апелляционных судов.
В ноябре 2015 г. судьи Второго арбитражного апелляционного суда смогли, что называется, вживую пообщаться с судьями из Суда по интеллектуальным правам. В целях обеспечения единообразия судебной практики и обмена опытом по делам о защите интеллектуальной собственности была проведена рабочая встреча, на которую в г. Киров приехали судьи Суда по интеллектуальным правам Лапшина Инесса Викторовна и Пашкова Елена Юрьевна. На встрече судьи обменялись мнениями по актуальным вопросам применения законодательства в этой сфере.

Новым шагом законодателя после появления Суда по интеллектуальным правам стало упразднение Высшего Арбитражного Суда РФ и реформирование Верховного Суда РФ.
Вначале из Конституции РФ была исключена статья 127 о Высшем Арбитражном Суде РФ. Затем в Федеральном конституционном законе «Об арбитражных судах в Российской Федерации» исключены нормы о Высшем Арбитражном Суде РФ (Федеральный конституционный закон от 04.06.2014 № 8-ФКЗ).
В результате изменений 5 августа 2014 г. был упразднен Высший Арбитражный Суд РФ.
С 6 августа 2014 г. высшей судебной инстанцией для судов общей юрисдикции и арбитражных судов стал вновь образованный Верховный Суд РФ. В структуре Верховного Суда РФ образована Судебная коллегия по экономическим спорам. Ее председателем назначен заместитель Председателя Верховного Суда РФ Свириденко Олег Михайлович, доктор юридических наук, заслуженный юрист РФ.

  • О.М.Свириденко, заместитель Председателя Верховного Суда РФ – председатель Судебной коллегии по экономическим спорам
После образования в 2014 г. новых субъектов Российской Федерации (Республика Крым и город федерального значения Севастополь) система арбитражных судов включает 10 арбитражных судов округов, 21 арбитражный апелляционный суд, 83 арбитражных суда субъектов РФ и Суд по интеллектуальным правам.
В составах арбитражного суда субъекта РФ и арбитражного апелляционного суда могут быть образованы постоянные судебные присутствия, расположенные вне места постоянного пребывания суда. Предусмотрены они для того, чтобы приблизить правосудие к месту жительства участвующих в деле лиц, проживающих в отдаленных местностях, обеспечить им возможность в короткий срок и с наименьшими затратами добраться до суда.
Первое судебное присутствие было создано в составе Арбитражного суда Пермского края в г. Кудымкаре и начало осуществлять свою деятельность с 1 февраля 2007 г. А в конце 2015 г. было образовано еще одно судебное присутствие в составе Арбитражного суда Архангельской области в г. Нарьян-Маре Ненецкого автономного округа.

С изменением судебной системы в некотором смысле изменился и порядок работы арбитражных судов, в частности, это коснулось процедуры обжалования и пересмотра судебных актов.
При этом порядок работы Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ стал отличаться от того, каким он был в Высшем Арбитражном Суде РФ. Так, судебная коллегия пересматривает дела не в порядке надзора, а является кассационной инстанцией второго уровня и рассматривает кассационные жалобы на судебные акты нижестоящих судов.
Сначала поступившую кассационную жалобу судья Верховного Суда РФ изучает единолично и принимает решение об отказе в принятии или передаче жалобы, представления на рассмотрение в судебном заседании судебной коллегии.
Дело передается на рассмотрение в судебную коллегию в том случае, если судья придет к выводу, что суды нижестоящих инстанций существенно нарушили нормы материального или процессуального права, и это повлияло на исход дела. Если же таких нарушений нет, судья отказывает в передаче дела на рассмотрение.
В 2015 г. в Верховный Суд РФ поступило 476 обращений с кассационными жалобами на судебные акты Второго арбитражного апелляционного суда, и 78 процентов таких обращений судьи Верховного Суда РФ, изучавшие жалобы, не стали передавать на рассмотрение в судебную коллегию, так как судом не было допущено нарушений.
Остальные жалобы (по 61 судебному делу) были переданы на рассмотрение в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ. В 41 случае судебная коллегия согласилась с постановлением Второго арбитражного апелляционного суда и оставила его без изменения. По четырем делам были восстановлены постановления Второго арбитражного апелляционного суда, ранее отмененные Арбитражным судом Волго-Вятского округа. 16 судебных актов были отменены судебной коллегией.
Высший Арбитражный Суд РФ, работавший по иной процедуре пересмотра судебных актов, рассматривал в год от 9 до 15 жалоб на постановления Второго арбитражного апелляционного суда.
На уровне «второй кассации» производство по делу еще не заканчивается, поскольку вступившие в законную силу судебные акты судебных коллегий Верховного Суда РФ, указанные в части 3 статьи 308.1 кодекса, могут быть пересмотрены в порядке надзора Президиумом Верховного Суда РФ. Как свидетельствует статистика, такие надзорные жалобы подаются участниками спора нечасто. В 2015 г. Президиумом Верховного Суда РФ в порядке надзора рассмотрено три дела. Судебных дел Второго арбитражного апелляционного суда среди них не было.
С надзорной жалобой на определения судебной коллегии, принятые по результатам пересмотра постановления Второго арбитражного апелляционного суда, обращались три раза (по состоянию на 31 декабря 2015 г.). Во всех трех случаях в передаче в надзор было отказано.
Высоко оценил работу вновь образованного Верховного Суда РФ Президент РФ В.В.Путин. На семинаре-совещании председателей верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, окружных военных судов, арбитражных судов субъектов РФ, апелляционных арбитражных судов округов и Суда по интеллектуальным правам в феврале 2016 г. он сказал:
  • Выступление Президента РФ В.В.Путина на совещании председателей федеральных судов
    (февраль 2016 г.)
«Уже в прошлом году было принято 13 постановлений Пленума Верховного Суда, в них уточнены правовые позиции, по которым были значительные расхождения между судами общей юрисдикции и арбитражными судами. И сама жизнь подтвердила, что создание единой высшей инстанции позволило избежать этих противоречий, позволило объединить потенциалы каждой из судебных подсистем и в целом вывести судебную власть на новый уровень развития».
Особое внимание обращает на себя процедура обжалования судебных актов арбитражных судов по делам об административных правонарушениях. После упразднения Высшего Арбитражного Суда РФ процедура их обжалования приобрела совсем иной вид, можно сказать, облачилась в форму Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Произошло это потому, что в Арбитражном процессуальном кодексе РФ не предусмотрена процедура пересмотра в кассационном порядке судебных актов по таким делам, где сумма штрафа не превышает 100 тыс. рублей для юридических лиц и 5 тыс. рублей для индивидуальных предпринимателей (за исключением безусловных оснований).
Процессуальный закон отсылает в этом случае к Кодексу РФ об административных правонарушениях (к пункту 4.1 статьи 30.13), согласно которому если исчерпаны все предусмотренные Арбитражным процессуальным кодексом РФ способы обжалования, жалоба подается в Верховный Суд РФ, где рассматривается судьей единолично, без вызова сторон, с вынесением постановлений.
Что же касается Второго арбитражного апелляционного суда, то в 2015 г. в таком порядке было пересмотрено 43 постановления по делам об оспаривании решения о привлечения к административной ответственности. Большинство из них (40 из 43) были оставлены Верховным Судом РФ без изменения.
Однако такой порядок пересмотра административных дел, скорее всего, не сможет укорениться: в июне 2016 г. Государственной Думой Федерального Собрания РФ в первом чтении был принят законопроект № 1008268-6 «О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации и статью 30.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в части совершенствования порядка рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу решения арбитражных судов по делам об административных правонарушениях)», в котором предлагается вернуться к бывшей, более привычной процедуре пересмотра таких дел, основанной на правилах Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Предыдущая страницаСледующая страница