Вы здесь

Историческая справка

Содержание  

Глава 6. Второй арбитражный апелляционный суд: создание и развитие (продолжение)
(по материалам книги «Апелляция в экономическом правосудии. Россия, Вятка, Киров». – Киров, 2016.)



ПЕРВЫЕ ТРУДОВЫЕ БУДНИ


Первоначально Второй арбитражный апелляционный суд разместился в одном из зданий Арбитражного суда Кировской области на улице Молодой Гвардии.
Церемония официального открытия суда состоялась 21 декабря 2005 г. в конференц-зале Арбитражного суда Кировской области.
С 22 декабря 2005 г. во Второй арбитражный апелляционный суд начали поступать апелляционные жалобы, и первый, 2006 г. суд работал сразу с полной нагрузкой при неукомплектованности кадрами.

Вспоминает судья в отставке Л.Н.Лобанова: «При переходе во вновь созданный апелляционный суд, конечно, столкнулись с рядом трудностей. Прежде всего - это кадровое обеспечение. Не хватало таких штатных единиц, как помощник судьи, секретарь судебного заседания.
Еще одной сложностью в работе стал особый подход к рассмотрению дел в судах апелляционной инстанции - эта система была нова. Дело рассматривается по имеющимся материалам. В связи с тем, что суд находится в другом регионе, представители сторон зачастую не имели возможность приехать на рассмотрение дела. Нужно скрупулезно изучить письменные материалы, грамотно, правильно оценить их по имеющимся доказательствам, без устных пояснений сторон, и затем, квалифицировав спорные правоотношения, установить правильность вынесенного решения суда первой инстанции».

Было образовано три судебных состава, один (шесть судей) - в судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений, и два (по трое судей в каждом) - в судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений. Если кто-то уходил в отпуск, то с учетом коллегиального рассмотрения дел в апелляционной инстанции заменить его можно было, только привлекая судью из другого судебного состава. К тому же, с 29 марта 2006 г. судья Т.М.Олькова, работая в одном из судебных составов, была назначена исполняющей обязанности заместителя председателя суда. В течение целого года назначения новых судей не было.
Началась повседневная, скрупулезная и очень напряженная работа. Это был чрезвычайно ответственный период. По сути, в регионах формировалось мнение о работе «второй апелляции»: оценивалась работа судей, их отношение к делам, к представителям сторон и своим коллегам из судов первой инстанции.
С первых дней работы стали поступать дела всех пяти регионов. Диапазон споров существенно расширился. Участниками процессов стали горнодобывающие, нефтеперерабатывающие и другие крупнейшие предприятия регионов «апелляционного округа». Предметом рассмотрения стали новые категории дел, например, споры по водным и авиаперевозкам, по налогообложению добывающих предприятий.
Вспоминает судья в отставке О.П.Кобелева: «Здесь мы стали заниматься такими категориями споров, с какими в суде первой инстанции не сталкивались. Хотя банкротством занимались и там. Очень непростые дела по энергетике, ранее я не встречалась с такой категорией. Страхование - тоже новая категория. Поэтому было интересно, дело живое, мы все это обсуждали, смотрели судебную практику. У нас ведь пять регионов, практика везде различна, и нам надо было прийти к единообразию. Сейчас количество рассматриваемых дел возросло, много времени занимает анализ всех необходимых моментов, и таких живых обсуждений, на мой взгляд, стало меньше».
Непосредственно 22 декабря 2005 г. в суд вместе с делами поступили четыре апелляционные жалобы.
«Сразу же был взят курс на качество, - говорит заместитель председателя суда в отставке Т.М.Олькова. - Судьи стремились и профессионально утвердиться, и оправдать оказанное доверие».
В то же время ориентир на качество первое время не лучшим образом сказывался на сроках рассмотрения дел. Практика показывала, что одного месяца для рассмотрения апелляционной жалобы с учетом всех факторов явно недостаточно. На это обращал внимание Второй арбитражный апелляционный суд, об этом говорили коллеги из других арбитражных апелляционных судов. В итоге в 2009 г. в Арбитражный процессуальный кодекс РФ были внесены изменения об увеличении срока рассмотрения апелляционных жалоб до двух месяцев, и необходимость вдумчивой, обстоятельной работы уже не стала входить в противоречие с дефицитом времени на нее.
Благодаря высокому профессионализму и опыту судей и работников аппарата суда, дружному и слаженному коллективу, лучшим традициям, которые были заложены еще в государственном арбитраже и Арбитражном суде Кировской области, работа начала спориться.

  • Определение от 22.12.2005 о принятии апелляционной жалобы к производству
    (апелляционное производство № 02АП-01/2005)
Наладилось взаимодействие с арбитражными судами первой инстанции и вышестоящими судами. Благодаря совместному с коллегами обсуждению проблемных вопросов эффективность работы росла значительно быстрее.
Для обеспечения единообразия судебной практики оперативно обсуждались и разрешались многие спорные вопросы правоприменения. Наиболее сложные из них выносились на заседания научно-консультативного совета при Федеральном арбитражном суде Волго-Вятского округа, направлялись запросы в Высший Арбитражный Суд РФ.
Вспоминает судья в отставке А.В.Караваева: «Отменять решение своего коллеги - очень трудно, к этому надо привыкать, готовить себя. Причем каждый раз. Ведь нет такого намерения - вот я сейчас всё перерешаю. Думаешь, обсуждаешь, с судьей поговоришь. Мы всегда звонили судьям, они помнят каждое свое дело, всегда готовы пояснить позицию. И когда ты начинаешь понимать ход его мыслей, отменяешь только в крайнем случае - в случае явной ошибки. Иногда коллеги так и говорят: да, я ошибся. И тогда твоя совесть чиста: закон соблюден, и отношения не испорчены.
Судья в апелляции находится между молотом и наковальней - между первой и третьей инстанциями. С одной стороны, хочется сохранить решение. Высшие арбитражные инстанции нас всегда учили трепетно относиться к результатам работы суда первой инстанции - судья решал, он имеет право, поэтому и вы думайте! И в то же время мы заботимся о качестве своей работы. Ведь наши дела пересматривают следующие инстанции, поэтому за свое решение отвечаешь на сто процентов. И очень переживаешь: ведь это брак в работе судьи, когда твое решение отменяют. Все к этому относятся болезненно».
Планирование работы, подготовка статистической отчетности, обобщение судебной практики, организация делопроизводства, проведение кадровых конкурсов, разработка локальных актов - ко всему этому подход всегда чрезвычайно внимательный, с самого начала приходилось одновременно решать широчайший спектр актуальных вопросов.
Вспоминает заместитель председателя суда в отставке Т.М.Олькова: «Когда мы приступили к работе, то начали с нуля, вопросы возникали на каждом шагу: и организационные, и правовые, и процессуальные. К примеру, какой суд должен рассматривать уже начатые производством дела по апелляционным жалобам, поступившим до создания Второго арбитражного апелляционного суда, но не оконченным производством к моменту его создания. Раньше ведь в каждом суде были свои апелляционные инстанции.
Сразу надо было формировать единообразную судебную практику, вводить порядок документооборота, создавать свою базу локальных актов, выстраивать деловые отношения с судами первой инстанции, оперативно разрешать вопросы, задаваемые судами, формировать кадровый резерв, в том числе из судов первой инстанции, и многое другое.
Дела поступали очень разнообразные, перечень правовых вопросов существенно возрос, так как участниками процессов стали не только предприятия и индивидуальные предприниматели Кировской области, но и крупнейшие предприятия различных отраслей экономики пяти регионов. Помимо федеральной нормативной базы необходимо было оперативно изучить правовые акты пяти субъектов РФ регионального и муниципального уровня по вопросам, отнесенным к их ведению, так как в каждом из субъектов имелись свои особенности.
Судей было всего 12 человек, это четыре «тройки». А объем работы - большой, но все держались, чтобы не подвести коллег. Эта напряженная, ответственная работа помогала сплачиванию коллектива. Мы должны были хорошо разобраться в каждом споре и выразить свою позицию в судебном акте так, чтобы она была обоснована и понятна и участникам процессов, и нашим коллегам - судьям, как нижестоящих, так и вышестоящих судебных инстанций. Качественной работой мы должны были оправдать оказанное нам высокое доверие.
Все очень старались. Работали тогда еще в небольшом здании Арбитражного суда Кировской области, не было приспособленных залов судебных заседаний, дела рассматривались в служебных кабинетах, что представляло неудобство для всех участников судебных заседаний. Особо стесненные условия были у сотрудников аппарата, некоторые из которых работали в небольших кабинетах по восемь человек.
В первый же год суд вынес решение по более чем трем тысячам дел. И вот непростой период становления преодолен, деятельность суда набирает обороты.
В 2007 г. количество дел резко выросло (на 75%). В общем, расслабляться было некогда».

Отдельное направление - налаживание четкой работы по формированию судебной статистики и отчетности. С первой версией автоматизированной информационной системы (АИС) «Судопроизводство» работать поначалу приходилось достаточно сложно и трудоемко, так как м
ногие статистические данные всё равно подсчитывались вручную. Осуществлялось тесное взаимодействие с разработчиками АИС из информационного консорциума «Кодекс», в том числе путем приездов их специалистов, направлялись заявки на «горячую линию». Многие замечания были в итоге учтены в последующих модификациях АИС.
В рамках взаимодействия в 2010 г. в суд приезжали заместитель генерального директора информационного консорциума «Кодекс» А.В.Кутин и начальник управления по работе государственными заказчиками А.Н.Долженко.

Предыдущая страницаСледующая страница