Вы здесь

01.02.2016

Справка по результатам изучения и обобщения изучение судебной практики по спорам, связанным с применением законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

ВОПРОС ПЕРВЫЙ.
Распространяется ли действие постановления Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 № 1063 «Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом» (далее — Постановление № 1063), принятого в соответствии со статьей 34 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе), в части расчета неустойки на контракты, заключенные до 01.01.2014 (дата вступления в силу названного Постановления), ненадлежащее исполнение которых (нарушение срока уплаты, срока выполнения работ) имело место после 01.01.2014?


Общий комментарий
В практике встречаются ситуации, когда государственные (муниципальные) контракты были заключены до 01.01.2014, то есть до вступления в силу Закона о контрактной системе. При заключении контрактов стороны включали условия о договорной неустойке во исполнение пункта 11 статьи 9 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ (далее - Закон № 94-ФЗ), норма которого устанавливала обязательность условия о неустойке, ее минимальные пределы и порядок исчисления срока (за каждый день просрочки). Все иные условия (например, конкретная величина неустойки, база для ее начисления и т.д.) формулировались по согласованию сторон.
В соответствии со статьёй 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика за ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом. Неустойка устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством РФ. Данный порядок предусмотрен Постановлением № 1063.
В части 1 статьи 112 Закона о контрактной системе закреплено правило о действии во времени данного закона. Закон применяется к отношениям, связанным с осуществлением закупок для обеспечения государственных нужд, извещения об осуществлении которых размещены после дня вступления в силу настоящего Федерального закона. К отношениям, возникшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, он применяется в части прав и обязанностей, которые возникнут после дня его вступления в силу, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Государственные и муниципальные контракты, гражданско-правовые договоры бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, заключенные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняют свою силу.
Из содержания вышеприведённых норм о неустойке следует, что законодатель и в старом, и в новом законе установил требования к условиям контрактов о неустойках.
По своей природе условие заключённого в соответствии с требованиями Закона № 94-ФЗ контракта, предусматривающее размер неустойки за просрочку, является договорным условием и конкурирует с требованиями нового закона по правилам «договор - закон».
По правилам статьи 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения. Если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
В случае, когда нарушение срока уплаты, срока выполнения работ имело место после 01.01.2014, между сторонами контракта возникают споры о применении договорного условия о неустойке (соответствующего нормам Закона № 94-ФЗ) или новых правил о начислении неустойки, закреплённых в Законе о контрактной системе и Постановлении № 1063.
В практике судов сформировалось два варианта разрешения таких споров.

Вариант 1 .
Подлежит применению договорное условие о неустойке.

Данный подход обоснован следующими аргументами:
- в силу п. 2 статьи 422 ГК РФ поскольку Закон о контрактной системе вступил в силу после заключения контракта и в нём не установлено правило о его распространении на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров, применяется условие контракта о начислении неустойки (постановления 8ААС от 24.09.2015 и АС ЗСО от 30.11.2015 по делу № А46-4042/2014);
- согласно части 1 статьи 114 Закона о контрактной системе настоящий закон вступает в силу с 01.01.2014, в то время как обязанность по установлению договорной неустойки была исполнена при заключении контракта, то есть до 01.01.2014, следовательно, данный закон к правоотношениям сторон по определению условий контракта в части порядка начисления неустойки, не применим. В указанном Федеральном законе отсутствует какая-либо оговорка о его распространении на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров;
- условия контракта должны соответствовать условиям извещения о проведении аукциона на право заключить контракт, соответственно, по всем контрактам заключенным по извещениям, направленным до 01.01.2014, применяются правила Закона № 94-ФЗ (постановление АС УО от 10.09.2015 по делу № А60-825/2015);
- в силу части 1 статьи 112 Закона о контрактной системе государственные контракты, гражданско-правовые договоры бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, заключенные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняют свою силу;
- поскольку спор возник о применении договорной неустойки, нельзя применять подход о рассечении периода просрочки в связи с принятием закона, установившего иную законную неустойку (по аналогии со статьёй 395 ГК РФ).

Вариант 2.
Подлежат применению положения Закона о контрактной системе о неустойке.

Данный подход обоснован следующими аргументами:
- поскольку выполнение контракта приходится на период после 01.01.2014 года, подлежит применению Закон о контрактной системе и Постановление № 1063 (постановление 7ААС от 07.08.2014 по делу N А45-12556/2014);
- в силу части 1 статьи 112 Закона о контрактной системе к договорным отношениям, возникшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, он применяется в части прав и обязанностей, которые возникнут после дня его вступления в силу, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Поскольку обязанность по уплате неустойки возникла в 2014 году, подлежат применению правила о неустойках Закона о контрактной системе.

ВОПРОС ВТОРОЙ.
Каким образом определяется дата окончания срока предоставления участникам электронного аукциона разъяснений положений документации об аукционе?


В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
Согласно части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
Из части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе следует, что в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Таким образом, Закон о контрактной системе возлагает на заказчика обязанность в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки запроса о даче разъяснений положений документации об аукционе разместить в единой информационной системе разъяснения положений данной документации. Вместе с тем указанная обязанность возникает у заказчика, только если такой запрос поступил в его адрес не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Следует отметить, что в практике арбитражных судов и в разъяснениях Минэкономразвития сформированы разные подходы к решению вопроса об определении даты окончания срока предоставления участникам электронного аукциона разъяснений положений документации об аукционе.
Арбитражные суды исходят из буквального толкования положений Закона о контрактной системе. Например, если в документации об электронном аукционе указана дата окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе – 08.10.2014, датой окончания подачи участниками электронного аукциона запросов о разъяснении положений документации об электронном аукционе является 04.10.2014, следовательно, дата окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации об аукционе – 06.10.20141.
Между тем в письме Минэкономразвития от 30.09.2014 № Д28и определено, что запрос о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе должен поступить заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Для расчета даты окончания срока предоставления разъяснений, следует отнять от даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе три дня. Четвертый день будет датой окончания срока представления участникам аукциона разъяснений положений документации об аукционе. Если запрос поступает позднее чем за три дня до окончания срока подачи заявок (то есть за два дня или за один день), то давать разъяснения на такой запрос заказчик не должен.
Применительно к дате окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе 08.10.2014 датой окончания срока представления участником такого аукциона разъяснения положений документации об аукционе будет 04.10.2014.
Таким образом, в письме Минэкономразвития от 30.09.2014 № Д28и-1889 разъяснен порядок расчета даты окончания срока предоставления разъяснений иной, чем в статье 65 Закона о контрактной системе и формирующейся судебной практике.

1 постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 23.09.2015 № А29-10924/2014, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 20.10.2015 № А59-1093/2015.