Вы здесь

Памятка по ключевым вопросам противодействия коррупции

Основные понятия

Коррупция – злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами и совершение указанных деяний, от имени или в интересах юридического лица.
Противодействие коррупции – деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:
а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);
б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);
в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
Функции государственного, муниципального (административного) управления организацией – полномочия государственного или муниципального служащего принимать обязательные для исполнения решения по кадровым, организационно-техническим, финансовым, материально-техническим или иным вопросам в отношении данной организации, в том числе решения, связанные с выдачей разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) отдельных действий данной организацией, либо готовить проекты таких решений.
Конфликт интересов – ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).
Личная заинтересованность – возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) государственным гражданским служащим, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми государственный гражданский служащий, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.

Ответственность за несоблюдение предусмотренных ограничений и запретов

Лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации, привлекаются к ответственности в порядке, установленном Федеральным законом № 79-ФЗ и другими федеральными законами (статья 68 Федерального закона № 79-ФЗ). Кроме того, установлена уголовная, административная, гражданско-правовая ответственность за преступления коррупционной направленности. К преступлениям коррупционной направленности относятся противоправные деяния связанные с злоупотреблением служебным положением, дачей взятки, получением взятки, злоупотреблением полномочиями, коммерческий подкуп либо иным незаконным использованием физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение вышеуказанных деяний от имени или в интересах юридического лица.

Дисциплинарная ответственность за коррупционные правонарушения

Это нарушения законодательных запретов, требований и ограничений, установленных для государственных служащих и работников в целях предупреждения коррупции, которые являются основанием для применения дисциплинарных взысканий или увольнения в связи с утратой доверия.
За несоблюдение гражданским служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции Федеральными законами от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами, налагаются следующие взыскания:
замечание;
выговор;
предупреждение о неполном должностном соответствии;
увольнение в связи с утратой доверия.

Типовые ситуации конфликта интересов на гражданской службе и порядок их урегулирования

1. Гражданский служащий участвует в принятии решения, связанного с закупкой товаров, работ, услуг для нужд суда, когда в закупке участвуют его родственники и/или иные лица, с которыми связана личная заинтересованность гражданского служащего.
Меры предотвращения и урегулирования.
Гражданскому служащему следует уведомить о наличии личной заинтересованности представителя нанимателя и своего непосредственного руководителя в письменной форме. При этом рекомендуется отказаться от участия в работе комиссии.
Представителю нанимателя рекомендуется вывести гражданского служащего из состава комиссии на время проведения торгов, в результате которых у гражданского служащего есть личная заинтересованность.
2. Гражданский служащий на платной основе участвует в выполнении работы, заказчиком которой является суд, в котором он замещает должность гражданской службы.
Меры предотвращения и урегулирования.
Представителю нанимателя рекомендуется указать гражданскому служащему, что выполнение такой оплачиваемой работы, за исключением преподавательской деятельности, осуществляемой в рамках повышения квалификации судей и гражданских служащих, влечет конфликт интересов. В случае если гражданский служащий не предпринимает мер по урегулированию конфликта интересов и не отказывается от личной заинтересованности, рекомендуется рассмотреть вопрос об отстранении гражданского служащего от замещаемой должности.
3. Гражданский служащий является членом конкурсной комиссии по проведению конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы в суде. При этом одним из кандидатов на вакантную должность в этом суде является родственник гражданского служащего;
гражданский служащий является членом аттестационной комиссии для проведения аттестации и квалификационного экзамена гражданских служащих суда (комиссии по конфликту интересов, комиссии по проведению служебной проверки), которая принимает решение (проводит проверку) в отношении родственника гражданского служащего.
Меры предотвращения и урегулирования.
В таких ситуациях рекомендуется:
гражданскому служащему уведомить о наличии личной заинтересованности представителя нанимателя и своего непосредственного руководителя в письменной форме;
представителю нанимателя отстранить гражданского служащего от участия в работе соответствующей комиссии. Например, рекомендуется временно вывести гражданского служащего из состава конкурсной комиссии, если одним из кандидатов на замещение вакантной должности гражданской службы в суде является его родственник.
4. Гражданский служащий выполняет или собирается выполнять иную оплачиваемую работу на условиях трудового или гражданско-правового договора.
Меры предотвращения и урегулирования.
При выполнении иной оплачиваемой работы гражданским служащим рекомендуется учесть следующее:
1) в соответствии с Федеральным законом № 79-ФЗ гражданский служащий вправе с предварительным уведомлением представителя нанимателя выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов;
2) выполнение иной оплачиваемой работы на условиях трудового договора (совместительство) с учетом положений статьи 282 Трудового кодекса Российской Федерации должно производиться в свободное от основной работы время, а работу на условиях гражданско-правовых договоров (подряда, возмездного оказания услуг, авторского договора и т.п.) необходимо осуществлять в разумных объемах и не в ущерб исполнению должностных обязанностей по замещаемой должности;
3) сообщать во время публичных выступлений, что они выступают в личном качестве и высказанная ими позиция не может отождествляться с позицией суда;
4) иметь в виду, что в случае, если выполнение ими иной оплачиваемой работы будет сказываться на качестве выполнения должностных обязанностей по замещаемой должности, представитель нанимателя вправе принимать к ним меры воздействия, предусмотренные законодательством о государственной гражданской службе.
5. Гражданский служащий выполняет иную работу, за которую он не получает плату в денежной форме (например, за чтение лекций), но при этом ему компенсируются расходы, связанные с проживанием, питанием, проездом к месту выполнения работы и обратно.
Меры предотвращения и урегулирования.
Личная заинтересованность гражданского служащего, которая приводит или может привести к конфликту интересов, может возникнуть и при выполнении гражданским служащим работы, за которую он не получает плату в денежной форме (например, за чтение лекций), но при этом ему компенсируются расходы, связанные с проживанием, питанием, проездом к месту выполнения работы и обратно (далее – расходы, связанные с выполнением иной работы).
В этой связи гражданскому служащему следует самостоятельно определить, приводит или может привести к конфликту интересов возникшая у него в таких ситуациях личная заинтересованность и проинформировать об этом представителя нанимателя в письменной форме;
6. Гражданский служащий, его родственники или иные лица, с которыми связана личная заинтересованность гражданского служащего, получают подарки или иные блага (бесплатные услуги, скидки, ссуды, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и т.д.) от граждан и/или организаций, являющихся лицами, участвующими в деле, или иными участниками арбитражного процесса, с которыми гражданский служащий взаимодействует при исполнении своих должностных обязанностей.
Меры предотвращения и урегулирования.
Гражданскому служащему и его родственникам рекомендуется не принимать подарки от граждан и/или организаций, являющихся лицами, участвующими в деле, или иными участниками арбитражного процесса, с которыми гражданский служащий взаимодействует при исполнении своих должностных обязанностей, вне зависимости от стоимости этих подарков и поводов дарения.

Подготовлено
отделом кадров и государственной
службы Второго арбитражного
апелляционного суда, январь 2017 г.