Вы здесь

Конфликт интересов на государственной службе

Понятие «конфликт интересов» как объект антикоррупционного контроля в сфере государственного управления появился в российском законодательстве сравнительно недавно — с принятием Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Часть 1 статьи 10 этого закона определяет конфликт интересов как ситуацию, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) государственного служащего влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью государственного служащего и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства.
При этом частью 2 статьи 10 дано понятие личной заинтересованности государственного служащего, под которой понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) гражданскому служащему.
Следует также учитывать, что личная заинтересованность государственного служащего может возникать и в тех случаях, когда выгоду получают или могут получить иные лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей), граждане или организации, с которыми гражданский служащий и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.
Под определение конфликта интересов попадает множество конкретных ситуаций, в которых государственный служащий может оказаться в процессе исполнения своих должностных обязанностей. Учитывая разнообразие частных интересов государственных служащих, составить исчерпывающий перечень таких ситуаций не представляется возможным.
В Обзоре типовых ситуаций конфликта интересов на государственной службе Российской Федерации и порядка их урегулирования, подготовленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (размещен на сайте Минтруда России https://rosmintrud.ru/ministry/programms/anticorruption/9/1), все ситуации конфликта интересов сгруппированы по семи направлениям:
1) выполнение отдельных функций государственного управления в отношении родственников и (или) иных лиц, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего;
2) выполнение иной оплачиваемой работы;
3) владение ценными бумагами, банковскими вкладами;
4) получение подарков и услуг;
5) имущественные обязательства и судебные разбирательства;
6) взаимодействие с бывшим работодателем и трудоустройство после увольнения с государственной службы;
7) явное нарушение установленных запретов (например, использование служебной информации, получение наград, почетных и специальных званий (за исключением научных) от иностранных государств и др.).
Рассмотрим отдельные ситуации, связанные с возникновением конфликта интересов на государственной службе.

1. Конфликт интересов, связанный с использованием (разглашением) информации, полученной в ходе исполнения служебных обязанностей

1.1. Описание ситуации:
Государственный служащий использует информацию, полученную в ходе исполнения служебных обязанностей и временно недоступную широкой общественности, для получения конкурентных преимуществ при совершении коммерческих операций.
Меры предотвращения и урегулирования:
Государственному служащему запрещается разглашать или использовать в целях, не связанных с государственной службой, сведения, отнесенные в соответствии с федеральным законом к сведениям конфиденциального характера, или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей. Указанный запрет распространяется, в том числе и на использование не конфиденциальной информации, которая лишь временно недоступна широкой общественности.
В связи с этим государственному служащему следует воздерживаться от использования в личных целях сведений, ставших ему известными в ходе исполнения служебных обязанностей, до тех пор, пока эти сведения не станут достоянием широкой общественности. Представителю нанимателя, которому стало известно о факте использования государственным служащим информации, полученной в ходе исполнения служебных обязанностей и временно недоступной широкой общественности, для получения конкурентных преимуществ при совершении коммерческих операций, рекомендуется рассмотреть вопрос о применении к государственному служащему мер дисциплинарной ответственности за нарушение запретов, связанных с государственной службой, с учетом характера совершенного государственным служащим коррупционного правонарушения, его тяжести, обстоятельств, при которых оно совершено, соблюдения государственным служащим других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнения им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующих результатов исполнения государственным служащим своих должностных обязанностей.
В случае установления признаков дисциплинарного проступка либо факта совершения государственным служащим деяния, содержащего признаки административного правонарушения или состава преступления, данная информация представляется руководителю государственного органа для решения вопроса о проведении служебной проверки и применении мер ответственности, предусмотренных нормативными правовыми актами РФ, либо передается в правоохранительные органы по подведомственности.
1.2. Описание ситуации:
Государственный служащий разглашает служебную информацию, ставшую ему известной в связи с исполнением должностных обязанностей.
Меры предотвращения и урегулирования:
Государственному служащему рекомендуется принять во внимание, что:
1) в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее — Закон № 79-ФЗ) гражданскому служащему предоставляется право на получение в установленном порядке только той информации и материалов, которые ему необходимы для исполнения должностных обязанностей в соответствии с должностным регламентом;
2) праву на получение в установленном порядке информации и материалов, которые необходимы гражданскому служащему для исполнения должностных обязанностей в соответствии с должностным регламентом, корреспондирует обязанность неразглашения сведений, ставших известными в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе сведений, касающихся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающих их честь и достоинство (пункт 7 части 1 статьи 15 Закона № 79-ФЗ), а также запрет на разглашение или использование в целях, не связанных с гражданской службой, сведений, отнесенных в соответствии с федеральным законом к сведениям конфиденциального характера, или служебной информации, ставших ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей (пункт 9 части 1 статьи 17 Закона № 79-ФЗ);
3) все действия гражданских служащих, являющихся пользователями систем автоматизации судопроизводства и делопроизводства (далее — системы автоматизации), которые они выполняют при работе с размещенными в системах автоматизации документами, фиксируются в установленном порядке;
4) передача документов или их копий, ознакомление с ними граждан и представителей сторонних организаций, в том числе представителей средств массовой информации, допускается только с разрешения руководства государственного органа;
5) в случае обнаружения факта разглашения информации, содержащейся в служебных документах и их проектах, в том числе размещенных в системах автоматизации, проводится служебная проверка;
6) в целях обеспечения безопасного доступа к информации, содержащейся в служебных документах и их проектах, размещенных в системах автоматизации, и предотвращения несанкционированного доступа к такой информации необходимо своевременно устанавливать новый пароль пользователя рабочего компьютера, не допускать случаев передачи пароля третьим лицам, в случае временного отсутствия на рабочем месте осуществлять ручную блокировку рабочего компьютера, а также соблюдать иные требования, обеспечивающие безопасный доступ к информационным ресурсам государственного органа;
7) за несоблюдение запрета на разглашение или использование в целях, не связанных с гражданской службой, служебной информации, ставшей известной государственным служащим в связи с исполнением ими должностных обязанностей, может быть применена ответственность, установленная федеральными законами.

2. Конфликт интересов, связанный с получением подарков

2.1. Описание ситуации:
Государственный служащий получает подарки от своего непосредственного подчиненного.
Меры предотвращения и урегулирования:
Государственному служащему рекомендуется не принимать подарки от непосредственных подчиненных вне зависимости от их стоимости и повода дарения. Особенно строго следует подходить к получению регулярных подарков от одного дарителя.
Представителю нанимателя, которому стало известно о получении государственным служащим подарков от непосредственных подчиненных, следует указать государственному служащему на то, что подобный подарок может рассматриваться как полученный в связи с исполнением должностных обязанностей, в связи с чем подобная практика может повлечь конфликт интересов, а также рекомендовать государственному служащему вернуть полученный подарок дарителю в целях предотвращения конфликта интересов.
2.2. Описание ситуации:
Государственный служащий, его родственники или иные лица, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего, получают подарки или иные блага (бесплатные услуги, скидки, ссуды, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и т.д.) от граждан и/или организаций, являющихся лицами, участвующими в деле, или иными участниками судебного процесса, с которыми государственный служащий взаимодействует при исполнении своих должностных обязанностей.
Меры предотвращения и урегулирования:
Государственному служащему и его родственникам рекомендуется не принимать подарки от граждан и/или организаций, являющихся лицами, участвующими в деле, или иными участниками судебного процесса, с которыми государственный служащий взаимодействует при исполнении своих должностных обязанностей, вне зависимости от стоимости этих подарков и поводов дарения.
Представителю нанимателя, в случае если ему стало известно о получении государственным служащим подарка от таких граждан и организаций, необходимо оценить, насколько полученный подарок связан с исполнением должностных обязанностей.
Если подарок связан с исполнением должностных обязанностей, то в отношении государственного служащего должны быть применены меры дисциплинарной ответственности, учитывая характер совершенного государственным служащим коррупционного правонарушения. Его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение государственным служащим других ограничений и запретов, требований, о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнением им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты исполнения государственным служащим своих должностных обязанностей.
Если подарок не связан с исполнением обязанностей, то государственному служащему рекомендуется указать на то, что получение подарков от заинтересованных граждан и организаций может нанести урон репутации суда, и поэтому является нежелательным вне зависимости от повода дарения.
В случае если представитель нанимателя обладает информацией о получении родственниками государственного служащего подарков от граждан и организаций, являющихся лицами, участвующими в деле, или иными участниками судебного процесса, с которыми государственный служащий взаимодействует при исполнении своих должностных обязанностей, рекомендуется:
указать государственному служащему, что факт получения подарков влечет конфликт интересов;
предложить вернуть соответствующий подарок или компенсировать его стоимость;
до принятия государственным служащим мер по урегулированию конфликта интересов отстранить государственного служащего от исполнения должностных (служебных) обязанностей в отношении граждан и организаций, от которых был получен подарок.
2.3. Описание ситуации:
Государственный служащий, его родственники и иные лица, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего, получают подарки и иные блага (бесплатные услуги, скидки, ссуды, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и т. д.) от физических лиц и (или) организаций, в отношении которых государственный служащий принимает участие или ранее принимал участие в процедуре закупки товаров, работ, услуг для государственных нужд.
Меры предотвращения и урегулирования:
Государственному служащему и его родственникам рекомендуется не принимать подарки от организаций, в отношении которых государственный служащий принимает участие или ранее принимал участие в процедуре закупки товаров, работ, услуг для государственных нужд, вне зависимости от стоимости этих подарков и поводов дарения.
Представителю нанимателя, в случае если ему стало известно о получении государственным служащим подарка от физических лиц или организаций, в отношении которых государственный служащий принимает участие или ранее принимал участие в процедуре закупки товаров, работ, услуг для государственных нужд, необходимо оценить, насколько полученный подарок связан с исполнением должностных обязанностей.
Если подарок связан с исполнением должностных обязанностей, то в отношении государственного служащего должны быть применены меры дисциплинарной ответственности с учетом характера совершенного государственным служащим коррупционного правонарушения, его тяжести, обстоятельств, при которых оно совершено, соблюдения государственным служащим других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнения им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующих результатов исполнения государственным служащим своих должностных обязанностей.
Если подарок не связан с исполнением должностных обязанностей, то государственному служащему рекомендуется указать на то, что получение подарков от заинтересованных физических лиц и организаций может нанести урон репутации государственного органа, и поэтому является нежелательным вне зависимости от повода дарения.
В случае если представитель нанимателя обладает информацией о получении родственниками государственного служащего подарков от физических лиц и (или) организаций, в отношении которых государственный служащий принимает участие или ранее принимал участие в процедуре закупки товаров, работ, услуг для государственных нужд, рекомендуется:
указать государственному служащему, что факт получения подарков влечет конфликт интересов;
предложить вернуть соответствующий подарок или компенсировать его стоимость;
до принятия государственным служащим мер по урегулированию конфликта интересов отстранить государственного служащего от исполнения должностных (служебных) обязанностей в отношении физических лиц и организаций, от которых был получен подарок.

3. Конфликт интересов, связанный с выполнением иной оплачиваемой работы

3.1. Описание ситуации:
Государственный служащий выполняет или собирается выполнять иную оплачиваемую работу на условиях трудового или гражданско-правового договора.
Меры предотвращения и урегулирования:
Государственный служащий вправе с предварительным уведомлением представителя нанимателя выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов. Уведомительный порядок направления государственным служащим представителю нанимателя информации о намерении осуществлять иную оплачиваемую работу не требует получения согласия представителя нанимателя.
Представитель нанимателя не вправе запретить государственному служащему выполнять иную оплачиваемую работу. Вместе с тем в случае возникновения у государственного служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, государственный служащий обязан проинформировать об этом представителя нанимателя и непосредственного руководителя в письменной форме.
Определение степени своей личной заинтересованности, являющейся квалифицирующим признаком возникновения конфликта интересов, остается ответственностью самого государственного служащего со всеми вытекающими из этого юридическими последствиями.
При наличии конфликта интересов или возможности его возникновения государственному служащему рекомендуется отказаться от предложений о выполнении иной оплачиваемой работы в данной организации.
Выполнение иной оплачиваемой работы на условиях трудового договора (совместительство) с учетом положений статьи 282 Трудового кодекса РФ должно производиться в свободное от основной работы время, а работу на условиях гражданско-правовых договоров (подряда, возмездного оказания услуг, авторского договора и др.) необходимо осуществлять в разумных объемах и не в ущерб исполнению должностных обязанностей по замещаемой должности.
Если выполнение иной оплачиваемой работы будет сказываться на качестве выполнения должностных обязанностей по замещаемой должности, представитель нанимателя вправе принимать к гражданскому служащему меры воздействия, предусмотренные законодательством о государственной гражданской службе.
Государственному служащему рекомендуется сообщать во время публичных выступлений, что он выступает в личном качестве и высказанная ими позиция не может отождествляться с позицией органа, в котором он проходит государственную гражданскую службу.
3.2. Описание ситуации
Государственный служащий выполняет иную работу, за которую он не получает плату в денежной форме (например, за чтение лекций), но при этом ему компенсируются расходы, связанные с проживанием, питанием, проездом к месту выполнения работы и обратно.
Меры предотвращения и урегулирования
В такой ситуации государственным служащим рекомендуется учесть следующее: 1) Закон № 79-ФЗ не содержит положений, обязывающих гражданских служащих предварительно уведомлять представителя нанимателя о выполнении ими неоплачиваемой работы.
Вместе с тем личная заинтересованность гражданского служащего, которая приводит или может привести к конфликту интересов, может возникнуть и при выполнении гражданским служащим работы, за которую он не получает плату в денежной форме (например, за чтение лекций), но при этом ему компенсируются расходы, связанные с проживанием, питанием, проездом к месту выполнения работы и обратно (далее — расходы, связанные с выполнением иной работы).
В этой связи гражданскому служащему следует самостоятельно определить, приводит или может привести к конфликту интересов возникшая у него в таких ситуациях личная заинтересованность и проинформировать об этом представителя нанимателя в письменной форме;
2) компенсация гражданскому служащему расходов, связанных с выполнением как иной оплачиваемой работы, так и иной работы, за которую он не получает плату в денежной форме, не должна превышать пределы и нормы, которые установлены Указом Президента РФ от 18.07.2005 № 813 «О порядке и условиях командирования федеральных государственных гражданских служащих» для федеральных государственных гражданских служащих соответствующих групп должностей федеральной государственной гражданской службы.
В том случае, если размеры компенсации расходов, связанных с выполнением гражданским служащим иной работы, превышают установленные пределы и нормы, гражданский служащий должен принять меры к изменению размера компенсации расходов (к примеру, оплатить превышающую часть расходов самостоятельно, предложить принимающей стороне обменять проездные документы и т. д.) либо отказаться от выполнения этой работы, поскольку получение гражданским служащим от любых организаций и граждан компенсации расходов в таких размерах, а также получение средств на личные цели при выполнении иной работы, может расцениваться как «скрытое» вознаграждение, получение которого запрещено пунктом 6 части 1 статьи 17 Закона № 79-ФЗ.

* * *

В основе организации работы по урегулированию конфликта интересов на государственной службе лежит обеспечение исполнения государственными служащими обязанностей, в частности, обязанность государственного служащего в письменной форме уведомить своего представителя нанимателя о возможности возникновения конфликта интересов.
Причем непринятие государственным служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение государственного служащего с государственной службы. Выяснение обстоятельств непринятия государственным служащим мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов осуществляется в рамках проверки, проводимой подразделением по профилактике коррупционных и иных правонарушений.
Во Втором арбитражном апелляционном суде порядок сообщения гражданскими служащими о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, определен положением (приказ председателя суда от 28.09.2016 № 43), согласно которому:
— гражданский служащий обязан в письменной форме уведомить председателя суда о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, как только ему стало об этом известно;
— уведомление оформляется в письменной форме по установленной форме;
— уведомление подается в день, когда стало известно о возможности возникновения личной заинтересованности гражданского служащего при исполнении должностных обязанностей, либо на следующий рабочий день через отдел кадров и государственной службы;
— в случае если гражданский служащий по объективным причинам не может передать уведомление лично, он направляет уведомление по почте либо каналам факсимильной связи;
— председателем суда по результатам рассмотрения им уведомления принимается одно из следующих решений:
а) признать, что при исполнении должностных обязанностей гражданским служащим конфликт интересов отсутствует;
б) признать, что при исполнении должностных обязанностей гражданским служащим личная заинтересованность приводит или может привести к конфликту интересов;
в) признать, что гражданским служащим не соблюдались требования об урегулировании конфликта интересов.
Предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении служебного положения государственного служащего, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных обязанностей в установленном порядке.
Применение мер по предотвращению конфликта интересов может осуществляться по инициативе государственного служащего и не связываться с его обязанностями, установленными законодательством о государственной службе и о противодействии коррупции. Например, обращение государственного служащего с ходатайством об установлении комиссией по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов, имеются ли или будут ли иметься в конкретной сложившейся или возможной ситуации признаки нарушения им требований об урегулировании конфликта интересов.
В таких случаях гражданским служащим Второго арбитражного апелляционного суда следует обращаться в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих Кировского областного суда, Арбитражного суда Кировской области, Второго арбитражного апелляционного суда, районных судов Кировской области, Управления Судебного департамента в Кировской области и урегулированию конфликта интересов. Эта совместная комиссия рассматривает вопросы, связанные с соблюдением требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов, в отношении федеральных государственных гражданских служащих аппаратов перечисленных судов.
С.А.ПРЯДКО,
администратор Второго арбитражного
апелляционного суда
(июнь 2019 г.)