Вы здесь

Разрешение экономических споров через примирение. Исторический аспект



Первые упоминания в российском законодательстве об урегулировании споров примирением есть уже в Новгородской берестяной грамоте (1281–1313 годы).
В дальнейшем о мировом соглашении говорится практически во всех крупных памятниках русского права: Псковской Судной грамоте (1397 год), Судебнике Ивана III (1497 года), Соборном уложении 1649 года.
Екатерина II создала губернские совестные суды, которые вырабатывали условия для примирения самостоятельно или через особых посредников. Если помириться не получалось, тогда уже стороны обращались в общие суды.
В Уставе гражданского судопроизводства 1864 года, принятом в ходе судебной реформы, имелась целая глава, которая так и называлась: «О примирительном разбирательстве». Интересно, что непринятие судом мер для примирения спорящих в ряде случаев могло даже стать причиной отмены его решения.
Хозяйственные споры, которые рассматривались в соответствии с Уставом судопроизводства торгового 1887 года, также имели любопытный механизм примирения сторон. Из состава коммерческого суда выбирались примирители, которые, выслушав взаимные претензии спорящих, представляли им законы, на основании которых дело может быть решено, а после этого говорили, каким образом его можно закончить мирно. Содействие коммерческого суда достижению сторонами мира подкреплялось и экономической заинтересованностью в возврате госпошлины.
В советском законодательстве также предусматривались элементы примирительного производства.
Так, в «Правилах производства дел в Высшей Арбитражной комиссии при Совете Труда и Обороны (СТО) и местных арбитражных комиссиях» (1923 год) были закреплены нормы о мировых сделках. Мировая сделка, равно как отказ от иска и признание иска, имела силу лишь при том условии, если арбитражной комиссией она признавалась не противоречащей закону и не наносящей ущерб государственным интересам.
После принятия Гражданского процессуального кодекса РСФСР (1964 год) мировые сделки, заключенные в ходе судебного разбирательства, стали именоваться мировым соглашением.
«Правила рассмотрения хозяйственных споров государственными арбитражами» 1980 года основывались на принципе арбитрирования, суть которого заключалась в том, что арбитр, председательствуя в заседании и управляя всем ходом процесса, в том числе обсуждая со сторонами все обстоятельства спора, способствовал достижению сторонами соглашения по спору, которое фиксировалось в решении государственного арбитража. При недостижении соглашения арбитр обладал исключительным правомочием единолично разрешить спор.
Таким образом, даже беглый взгляд в историю позволяет говорить о том, что идея разрешения споров в гражданских правоотношениях через примирение не является новой, в большей или меньшей степени, но все-таки развивалась и получала законодательное закрепление в каждом периоде российской государственности.