Вы здесь

Историческая справка

Содержание  

Глава 5. Развитие законодательства в 2005-2016 гг. и его влияние на экономическое правосудие
(по материалам книги «Апелляция в экономическом правосудии. Россия, Вятка, Киров». – Киров, 2016.)



ИЗМЕНЕНИЯ АРБИТРАЖНОГО ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА


В 2002 г. вступил в действие новый Арбитражный процессуальный кодекс РФ, третий по счету. Причинами к масштабному изменению арбитражного процессуального законодательства стали:
выявившиеся в практике применения Арбитражного процессуального кодекса 1995 г. внутренние противоречия и их несогласованность с другими законами (например, нормами кодекса 1995 г. установлено полномочие арбитражного суда признать недействительным только ненормативный акт, что не соответствовало способам защиты гражданских прав, предусмотренных Гражданским кодексом РФ);
принятие новых законов, регулирующих от-ношения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности и требующих новые процессуальные формы разрешения споров (часть вторая Гражданского кодекса РФ, федеральные законы «Об акционерных обществах», «Об обществах с ограниченной ответственностью», Налоговый и Бюджетный кодексы РФ, федеральные законы «Об исполнительном производстве», «О судебной системе РФ» и «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов РФ» и др.);
вступление России в Совет Европы и ратификация Конвенции о защите прав человека и основных свобод, обусловившие необходимость приведения национального законодательства в соответствие с европейскими стандартами судебной защиты.
Первоначально планировалось внести изменения в кодекс 1995 г., однако, поскольку поправки коснулись практически всех институтов арбитражного процесса, а количество статей возросло почти в полтора раза, было принято решение о принятии и введении в действие нового кодекса.
В Арбитражном процессуальном кодексе 2002 г. были сохранены многие положения кодекса 1995 г., но в то же время введены новые институты и правила, направленные на усовершенствование процедуры судопроизводства в арбитражных судах: производство с участием арбитражных заседателей, оставление искового заявления без движения, соглашение сторон по фактическим обстоятельством дела, предварительные обеспечительные меры. Кроме этого, была более четко разграничена подведомственность между арбитражными судами и судами общей юрисдикции.
Дифференцированы в зависимости от категории спора судебные процедуры - теперь по гражданским и административным делам процедуры отличаются, введено понятие производства по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, выделены его виды. Установлены разные сроки рассмотрения дел, в том числе сокращенные сроки по отдельным категориям административных споров.
Дальнейшее развитие получила стадия подготовки дела к судебному разбирательству - введен институт предварительного судебного заседания, завершающего подготовку к судебному разбирательству и проводимого с извещением участвующих в деле лиц.
Более четко в кодексе 2002 г. определены функции каждой из четырех судебных инстанций для того, чтобы каждая инстанция решала свойственные ей задачи.
В последующем в кодекс 2002 г. вносились существенные изменения.
Важным для судов апелляционной инстанции стало изменение, проведенное в 2009 г. и касающееся срока рассмотрения апелляционной жалобы. Апелляционный суд, будучи основной проверочной инстанцией, должен иметь достаточно времени для повторного рассмотрения дела. Анализ практики показывал, что установленный ранее месячный срок для этого был недостаточен. Суду необходимо время для того, чтобы взвесить и оценить соответствующие доказательства и доводы сторон. В связи с этим предлагалось увеличить срок рассмотрения дела в апелляционной инстанции до двух месяцев. Такое предложение, в частности, содержалось в информации (отчете) о деятельности Второго арбитражного апелляционного суда за 2008 г., направленной в Высший Арбитражный Суд РФ.
С учетом поступивших предложений законодатель в 2009 г. на основании Федерального закона от 19.07.2009 № 205-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» внес в статью 267 Арбитражного процессуального кодекса РФ изменение - срок рассмотрения апелляционной жалобы увеличен до двух месяцев.
Повышению эффективности апелляционного пересмотра судебных актов послужило также принятое 28 мая 2009 г. постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ № 36 «О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции». В целях единообразного применения кодекса при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции Высший Арбитражный Суд РФ дал соответствующие разъяснения по вопросам, не нашедшим отражение в кодексе. Например, о действиях апелляционной инстанции в тех ситуациях, когда суд первой инстанции не учел ходатайство стороны об изменении предмета или основания иска, не принял дополнительного решения (пункт 27), не принял встречный иск (пункт 37) и т.д.
В 2010 г. в процессуальном законодательстве, включая арбитражное, появился новый термин - разумный срок. Он относится как к стадии судопроизводства, так и к стадии исполнения судебного акта. Федеральным законом от 30.04.2010 № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» закреплена процедура, по которой можно получить компенсацию в случае несоблюдения этого срока.
Этим же законом в кодекс были внесены еще одни изменения, касающиеся процессуальных сроков. Появилась возможность как ускорения процесса по заявлению лица, участвующего в деле (части 6 и 7 статьи 6.1), так и возможность продления срока рассмотрения дела по мотивированному заявлению судьи (часть 2 статьи 6.1, часть 2 статьи 152).
  • Фрагмент первого заявления об ускорении рассмотрения дела
    (май 2010 г.)
Но если возможность продления рассмотрения дела в некоторых случаях и ранее существовала в кодексе (например, часть 2 статьи 115, часть 2 статьи 205), то ускорение явилось новым институтом в арбитражном процессе. Нормы об ускорении начали действовать с 4 мая 2010 г., а уже 13 мая 2010 г. в адрес председателя Второго арбитражного апелляционного суда поступило первое заявление об ускорении рассмотрения апелляционной жалобы (дело №А28-6360/2008).
Наиболее значительные изменения произошли с вступлением в силу Федерального закона от 27.07.2010 №228-ФЗ «О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации».
Введено правило последовательного движения дела по судебным инстанциям. Ранее судебные акты судов первой инстанции, не вступившие в законную силу, обжаловались в суд апелляционной инстанции, а вступившие в законную силу - непосредственно в суд кассационной инстанции без рассмотрения в апелляционном суде. Например, согласно статистическим сведениям в 2009 и 2010 гг. напрямую в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа обжаловалось около 20 процентов судебных актов первой инстанции, то есть каждая пятая жалоба подавалась в окружной суд, минуя стадию апелляционного обжалования.
С ноября 2010 г. апелляционное обжалование стало обязательным (часть 1 статьи 181 кодекса). Согласно изменениям в Арбитражный процессуальный кодекс РФ судебные акты первой инстанции могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции только при выполнении одного из двух условий (часть 2 статьи 181):
они были предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции;
суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Исключение из этого правила сделано для решений, которые вступают в законную силу немедленно после их принятия и по этой причине не подлежат апелляционному обжалованию. Это решения об оспаривании нормативного правового акта (часть 4 статьи 195) и решения по делу о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок (часть 4 статьи 222.9).

В связи с принятием Федерального закона от 27.07.2010 № 228-ФЗ в арбитражное судопроизводство прочно вошли и информационно-телекоммуникационные технологии. Что это означает на практике?
Во-первых, у сторон отпала необходимость идти на почту, чтобы направить документы в суд: в обновленной редакции кодекса закреплена возможность подачи исковых заявлений, апелляционных и кассационных жалоб, отзывов на них с помощью сети «Интернет». Для этого создана система подачи документов в электронном виде «Мой Арбитр», заполнив специальные электронные формы которого, сторона может инициировать судебный процесс, направить в дело заявление и документы по существу спора.
Во-вторых, участникам арбитражного процесса не обязательно лично являться в суд, который рассматривает спор. Стороны могут общаться с арбитражным судом, расположенным в другом регионе, через экран монитора. Для этого участнику спора следует обратиться в арбитражный суд с ходатайством о проведении сеанса видеоконференц-связи. При наличии технической возможности суд обеспечивает ему такой формат участия в судебном заседании. Например, одна из сторон находится в г. Ярославле, и, чтобы поучаствовать в судебном заседании в суде апелляционной инстанции, она может обратиться с соответствующей просьбой во Второй арбитражный апелляционный суд. Последний, в свою очередь, поручает Арбитражному суду Ярославской области организовать судебное заседание посредством сеанса видеоконференц-связи.
Во Втором арбитражном апелляционном суде судебные заседания с участием сторон с помощью видеоконференц-связи начали проводиться с января 2011 г.
Согласно статистическим сведениям за 2015 г. каждое седьмое дело во Втором арбитражном апелляционном суде рассматривалось с использованием видеоконференц-связи.

  • Идет судебное заседание с использованием видеоконференц-связи
Для того, чтобы усовершенствовать подготовку судебных заседаний с использованием системы видеоконференц-связи, во Втором арбитражном апелляционном суде была разработана электронная система согласования судебных заседаний «ВКС-контакт», позволяющая в электронном режиме согласовывать между арбитражными судами время проведения судебных заседаний.
Система работает с 2013 г. Ее пользователями являются также арбитражные суды Ивановской, Костромской, Ярославской областей и Республики Коми.
«ВКС-контакт» работает по принципу «электронной регистратуры». При поступлении в суд ходатайства стороны о проведении судебного заседания путем использования системы видеоконференц-связи, секретарь судебного заседания через систему «ВКС-контакт» формирует заявку в соответствующий арбитражный суд с указанием даты и требуемого диапазона времени для заседания.

  • Электронная система согласования судебных заседаний «ВКС-контакт»
    (снимок экрана)
Лицо, ответственное за координацию работы по проведению судебных заседаний с использованием видеоконференц-связи в соответствующем арбитражном суде, в зависимости от наличия или отсутствия технической возможности подтверждает или отклоняет заявку.
В случае, если заявка подтверждена, суд выносит определение об удовлетворении ходатайства стороны, судебное заседание проводится посредством видеоконференц-связи. Если же такая заявка отклонена, то суд отказывает в удовлетворении ходатайства в связи с отсутствием технической возможности провести судебное заседание через видеоконференц-связь в назначенное время.
Использование системы согласования сеансов видеоконференц-связи «ВКС-контакт» позволяет существенно сэкономить расходы на междугородные телефонные переговоры и рабочее время специалистов судов, участвующих в организации судебных заседаний.
Процессуальный институт видеоконференц-связи стал востребованным и продолжает развиваться. 12 мая 2016 г. вступил в силу Федеральный закон от 01.05.2016 № 137-ФЗ «О внесении изменений в статьи 153.1 и 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации», который направлен на расширение случаев применения технических средств, находящихся в распоряжении федеральных судов. Законом предусмотрена возможность использования при рассмотрении дел арбитражными судами в удаленном доступе систем видеоконференц-связи, установленных не только в арбитражных судах, но и в судах общей юрисдикции.
Необходимость корректировки этих статей связана в значительной степени с вступлением в силу норм института банкротства физических лиц. Эти поправки призваны обеспечить доступность правосудия для граждан по делам об их банкротстве.

Технические новинки охватили практически все стороны организации судебного процесса. Коснулись они и распределения апелляционных жалоб. Так, с 1 ноября 2010 г. согласно статье 18 Арбитражного процессуального кодекса РФ состав суда для рассмотрения дела должен формироваться с использованием автоматизированной информационной системы судопроизводства.
Для того чтобы эта процессуальная норма работала, в арбитражных судах организовано распределение поступающих апелляционных жалоб в автоматизированном режиме.
Приказом председателя Второго арбитражного апелляционного суда от 30.06.2011 № 64 утвержден Регламент автоматизированного распределения апелляционных жалоб и формирования состава суда во Втором арбитражном апелляционном суде. Согласно регламенту состав суда для рассмотрения конкретного дела формируется с учетом нагрузки и специализации судей в порядке, исключающем влияние лиц, заинтересованных в исходе судебного разбирательства.

  • Распределение дел осуществляется автоматически
    (снимок экрана АИС «Судопроизводство»)
Автоматизированное распределение апелляционных жалоб осуществляется исходя из следующих критериев:
перечня категорий споров, установленных приказом председателя суда о специализации для каждого судьи;
периода недоступности судьи - периода, когда судье не распределяются поступающие апелляционные жалобы (периоды отпусков, служебных командировок и т.п.);
коэффициента загрузки, который отражает количество жалоб, распределенных каждому судье.
Важным условием для бесперебойного функционирования этой системы является правильное указание категории дела судом первом инстанции.
Перераспределение апелляционных жалоб между судьями допускается в исключительных случаях на основании служебной записки председателя судебного состава, например, в целях соблюдения специализации, корректировки судебной нагрузки или ввиду болезни судьи. Перераспределение апелляционной жалобы осуществляется администратором автоматизированной информационной системы судо-производства только при наличии разрешения председателя суда, оформленного путем проставления соответствующей визы на служебной записке.

Правило первого судебного извещения - так можно обозначить еще одно важное изменение, произошедшее в арбитражном процессе в 2010 г., а именно в кодексе появилось правило, смысл которого заключается в том, что после получения первого определения арбитражного суда о принятии искового заявления к производству, участники процесса должны самостоятельно предпринимать меры, чтобы отслеживать дальнейшее движение дела (отложения, перерывы, обжалование в вышестоящих инстанциях} с использованием любых источников информации и любых средств связи.
Обладая доступом к информационным системам, большинству хозяйствующих субъектов сделать это совсем не сложно. Тем более, что в первом судебном определении указывается адрес официального сайта суда в сети «Интернет», где размещены графики рассмотрения дел.
На сайтах арбитражных судов имеется вся необходимая информация о рассмотрении дела. Лицо, участвующее в деле, извещенное о начавшемся процессе, несет риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия мер по получению информации о дальнейшем движении дела на сайте суда или в других источниках информации.
У апелляционного суда имеется обязанность известить участников процесса путем направления копии судебного акта о принятии апелляционной жалобы к производству и назначении судебного заседания по почте заказным письмом с уведомлением о вручении либо путем вручения адресату под расписку непосредственно в суде или по месту нахождения адресата, а в случаях, не терпящих отлагательства, путем направления телефонограммы, телеграммы, по факсимильной связи или электронной почте либо с использованием иных средств связи.
Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 17.02.2011 № 12 «О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 «О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации» подробно разъяснило действия суда в случае отсутствия в материалах дела доказательств, подтверждающих получение лицами, участвующими в деле, судебных документов, в том числе копии определения о принятии к производству апелляционной жалобы.
Федеральным законом от 23.06.2016 № 220-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части применения электронных документов в деятельности органов судебной власти» внесены изменения в статью 122 кодекса, касающиеся порядка извещения участников процесса, которые вступят в силу 1 января 2017 г. У суда апелляционной инстанции не будет обязанности по направлению извещения при условии, что ин-формация о принятии апелляционной жалобы и назначении судебного заседания размещена на официальном сайте суда в сети «Интернет» либо сообщена сторонам телефонной, телеграфной, факсимильной связью или по электронной почте либо с использованием других средств связи.

Хорошо прижилось в арбитражном процессе и обновленное упрощенное производство, введенное Федеральным законом от 25.06.2012 № 86-ФЗ «О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации в связи с совершенствованием упрощенного производства».
Обновленным его называют потому, что и до июня 2012 г. институт упрощенного производства был предусмотрен законом, но на практике применялся крайне редко.
На это обстоятельство в том числе обращалось внимание в пояснительной записке к законопроекту его автором - Высшим Арбитражным Судом РФ. В ней, в частности, отмечалось:
«В последние годы количество дел, рассматриваемых в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, существенно сокращается. Так, в период с 2006 по 2010 г. количество таких дел сократилось с 73119, что составляло 6,7% от общего количества рассмотренных арбитражными судами дел, до 8506, или 0,7% от общего количества рассмотренных дел. То есть за последние пять лет доля дел, рассмотренных в порядке упрощенного производства, уменьшилась практически в девять с половиной раз. Это свидетельствует о неэффективности действующей редакции главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации».
Суть изменений обновленного упрощенного производства заключается в следующем: согласно закону ряд дел, не вызывающих особой сложности и с небольшой ценой иска, рассматривается арбитражным судом без вызова сторон с активным использованием электронных сервисов. При этом суд обязан возбудить дело в порядке упрощенного производства, если соблюдены все условия для этого.
Особенностью же рассмотрения таких дел в суде апелляционной инстанции стало то, что эти дела рассматриваются судьями единолично.
При упрощенной процедуре рассмотрения формируется «электронное дело»: на официальном сайте суда в режиме ограниченного доступа размещаются и исковое заявление, и прилагаемые к нему документы, и фотографии вещественных доказательств по делу (пункт 13 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 08.10.2012 № 62 «О некоторых вопросах рассмотрения арбитражными судами дел в порядке упрощенного производства»). Стороны могут знакомиться с материалами дела через сеть «Интернет», обладая специальным кодом доступа.
В измененном виде институт упрощенного производства заработал. За время его действия с 2012 по 2015 гг. Вторым арбитражным апелляционным судом в таком порядке было рассмотрено около 16 процентов дел.
В упрощенном процессе исключена часть свойств, присущих классическому процессу, на-пример:
в суде первой инстанции отсутствует разбирательство дела в открытом судебном заседании (т.е. центральная стадия процесса), ограничены принципы состязательности и гласности;
имеются ограничения в представлении дополнительных доказательств. Если при рас-смотрении дела в общем порядке допускается принятие апелляционным судом доказательств, когда по уважительным причинам они не были представлены в суд первой инстанции, то при рассмотрении дела в упрощенном порядке в суде апелляционной инстанции они не принимаются, за исключением случаев, когда дело рассматривается по правилам первой инстанции (часть 2 статьи 272.1 кодекса);
ограничено право на обжалование. Судебные акты по делам упрощенного производства в суд кассационной инстанции могут быть обжалованы только в том случае, если имеются безусловные основания к их отмене (часть 3 статьи 229). Если же заявитель таких оснований не приводит, суд кассационной инстанции такие жалобы не рассматривает и возвращает заявителю.
Названное положение также исключало возможность обжалования судебных актов и в судебную коллегию Верховного Суда РФ как кассационную инстанцию второго уровня: законом предусматривалось, что в Верховном Суде РФ рассматриваются жалобы только на те судебные акты, которые прошли процедуру обжалования в кассационной инстанции первого уровня, т.е. в суде округа (часть 1 статьи 291.1). Со ссылкой на указанную норму кассационные жалобы Верховным Судом РФ не рассматривались и возвращались заявителям (например, определение Верховного Суда РФ от 18.12.2014 № 301-ЭС14-6902) либо производство по ним прекращалось (например, определение Верховного Суда РФ от 03.04.2015 № 303-ЭС15-1805).
Исключение в упрощенной процедуре тех свойств, которые присущи классическому процессу, критически воспринимается некоторыми учеными-процессуалистами. Так, доктор юридических наук, профессор кафедры гражданского процесса юридического факультета Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова В.М.Шерстюк пишет по этому поводу: «Такое использование привело к выхолащиванию (существенному упрощению) классического процесса, изъятию многих центральных институтов, обеспечивающих реализацию принципов отрасли права, а, следовательно, и гарантий защиты прав граждан и организаций» (Шерстюк В.М. Переход количества в качество в гражданском процессуальном праве // Вестник гражданского процесса, 2016, № 1).
Отчасти присоединившись к высказанному суждению, законодатель дополнил Арбитражный процессуальный кодекс РФ нормами о возможности обжалования в Верховный Суд РФ тех судебных актов, в отношении которых не предусмотрено обжалование в суд кассационной инстанции первого уровня. Эта норма появилась с 1 июня 2016 г. в части 1 статьи 291.1 кодекса в связи с принятием Федерального закона от 02.03.2016 № 47-ФЗ «О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации».
Кроме того, с 1 июня 2016 г. по делам упрощенного производства решение принимается путем подписания резолютивной части, а мотивировочная часть изготавливается судьей по ходатайству стороны.

Но на этом изменения процессуального законодательства не закончились. Судебная реформа 2014 г. показала необходимость дальнейших шагов на пути сближения систем судов общей юрисдикции и арбитражных судов, унификации процессуальных правил.
Федеральным законом от 02.03.2016 № 47-ФЗ с 1 июня 2016 г. установлен обязательный досудебный порядок урегулирования гражданских споров. Надо отметить, что для арбитражного процесса эта норма не является абсолютным новшеством. Обязательный досудебный порядок урегулирования всех хозяйственных споров действовал до вступления в силу Арбитражного процессуального кодекса РФ 1995 г. Его процедура регламентировалась Положением о претензионном порядке урегулирования споров, утвержденным постановлением Верховного Совета РФ от 24.06.1992 № 3116-1.
Экономические споры, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, могут быть переданы на разрешение арбитражного суда после соблюдения досудебного порядка урегулирования спора, если он установлен федеральным законом.
Такие нововведения в процессуальном законодательстве представляют собой прочную основу для дальнейшего развития института досудебного урегулирования споров. И это очень важно, поскольку судебная защита, будучи универсальной формой защиты прав, не должна быть правовой панацеей от любых юридических проблем.
Вернулся в арбитражный процесс хорошо себя зарекомендовавший, но на время забытый институт частных определений (статья 188.1 кодекса введена с 1 июня 2016 г.). Этот институт позволяет суду не оставлять без внимания факты нарушения законов, которые не отражаются в судебном акте, но могут быть выявлены при рассмотрении дела.
С целью освобождения судов от дел, которые не нуждаются в развернутой процедуре рассмотрения и оперативности судебной защиты, в кодекс введена ускоренная форма судопроизводства - приказное производство. Судебный приказ выдается арбитражным судом первой инстанции по заявлению взыскателя по так называемым бесспорным требованиям (которые вытекают из договора и основаны на представленных взыскателем документах, устанавливающих денежные обязательства, которые должником признаются, но не исполняются).
Обжалование судебных приказов в суд апелляционной инстанции не производится, но кодексом предусмотрена возможность подачи кассационной жалобы.
В целях повышения эффективности правосудия за счет унификации гражданского и арбитражного законодательства в последние годы разработана и широко обсуждается концепция единого процессуального кодекса РФ, которая призвана устранить противоречия между Арбитражным процессуальным кодексом РФ и Гражданским процессуальным кодексом РФ, сохранив наиболее удачные наработки существующих кодексов.

В последнее десятилетие изменения законодательстве коснулись и той сферы правового регулирования, которая хотя и существует за рамками арбитражного процесса, но очень тесно связана с ним. Речь идет об альтернативных способах разрешения споров.
В 2010 г. был принят Федеральный закон от 27.07.2010 № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)».
Процедура медиации основана на том, что стороны должны при участии медиатора прийти к консенсусу и достигнуть взаимоприемлемого соглашения.
Такая процедура не носит характера тяжбы. Медиатор не является арбитром, представителем какой-либо стороны спора или посредником между сторонами, не обладает правом принимать решение по спору. Он лишь способствует урегулированию спора, помогает сторонам спора в ходе дискуссии выявить их истинные интересы и потребности и найти решение, удовлетворяющее всех участников конфликта. В этом заключается основная задача медиатора.
Необходимыми условиями проведения процедуры медиации являются добровольное участие в ней всех сторон спора, их готовность включиться в процесс поиска путей его урегулирования, а также отказ от обращения к другим (судебным, административным) способам разрешения споров на время проведения процедуры медиации.
Впервые в России в рамках судебного процесса медиативное соглашение было заключено в Арбитражном суде Омской области в ходе рассмотрения корпоративного спора 14 января 2011 г. (дело № А46-16046/2010).
В практике Второго арбитражного апелляционного суда таких случаев пока не было.
Другой альтернативный способ разрешения конфликта - это разрешение спора в третейском суде.
29 декабря 2015 г. был принят Федеральный закон № 382-ФЗ «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации», ко-торый вступил в действие 1 сентября 2016 г.
Он регулирует два основных блока:
процедуру третейского разбирательства, установление требований к третейским судьям (арбитрам), определение порядка вынесения, приведения в исполнение и отмены решения третейского суда;
процедуру создания постоянно действующих арбитражных учреждений и осуществления ими деятельности, требования к их внутренним документам и внутренней организации.
Предполагается, что принятие этого закона поспособствует развитию института арбитража (третейского разбирательства) в России как одного из важнейших институтов гражданского общества, осуществляющего публично значимые функции и являющегося альтернативным способом разрешения споров.
Целью принятия закона является также повышение авторитета и привлекательности третейского разбирательства, что позволит снизить нагрузку на государственные суды, а также повысить инвестиционную привлекательность России.

Предыдущая страницаСледующая страница